Ежегодно камеры видеонаблюдения позволяют раскрыть более 1.500 преступлений

Детектив через объектив

«На этой улице работает видеомониторинг общественной безопасноcти» — возможно, уже через несколько лет подобные информационные сообщения появятся по всей стране. Мы стоим на пороге новых возможностей борьбы с преступностью. Такие штуки показывают в сериалах о ФБР: честному человеку бояться нечего, а злодею спрятаться сложно. Уже сегодня системы видеонаблюдения приносят ощутимую пользу при раскрытии преступлений, в которых часто просто нет свидетелей. Попробуем разобраться, как работает и эволюционирует система видеомониторинга.

ФОТО УВД ГОМЕЛЬСКОГО ОБЛИСПОЛКОМА.

Гомель. Оперативно–дежурная служба областного УВД. Сюда стекается вся информация с 1,5–миллионного региона. Реагировать надо очень быстро, чтобы спасти человеку здоровье, имущество, а иногда и жизнь. На больших мониторах — места наиболее массового скопления людей. Пока здесь не как в кино, работают исходя из технических реалий, раскладывает все по полочкам заместитель начальника милиции общественной безопасности УВД Гомельского облисполкома Анатолий Васильев:

— На данный момент единой системы видеонаблюдения в Гомельской области и в стране нет. Как строится работа, например, в нашем регионе? На улицах, площадях и в скверах установлены 333 видеокамеры с выводом в оперативно–дежурные службы территориальных отделов и управления. Здесь ведется работа онлайн–реагирования на преступления и правонарушения. Всего в регионе системами видеонаблюдения оборудованы 2.607 объектов. Если там охранник или работник заметил на мониторе неладное, он нажимает тревожную кнопку. Время реагирования на информацию, указывающую на преступление, — в течение 10 минут, на правонарушение — в течение 25. Самые проблемные точки — ночные клубы, кафе, магазины.

Видеооко фиксирует преступления, которые могли стать «глухарями». Например, банальное: ударили сзади по голове, забрали телефон, бумажник. Кто? Где? Ищи потом преступников по «малинам» и «хазам». А на съемке видно: виновны два парня и их лица на стоп–кадре.

Сегодня в стране системами видеонаблюдения оборудованы 20.845 объектов. Это — госучреждения, банки, заводы, магазины, бары, стадионы. В 2016 году при помощи видеофиксации в стране раскрыто 1.525 преступлений, за 6 месяцев этого года — 806. Такое наблюдение имеет и серьезный профилактический эффект. Совершить злодейство перед объективом — практически вынести себе приговор.

Председатель правления одного из гомельских жилищных товариществ собственников Николай Тимошенко был инициатором установки такого наблюдения во дворе своего дома. Над каждым подъездом по регистратору. Эти системы даже в общую статистику МВД не входят, но очень могут помочь следствию. Главное, что все знают, что двор под наблюдением:

— Для чего мы приняли такое решение коллективно и потратили деньги? У нас почти все паркуют машину у дома. Двор — проходной. Кто угодно может поцарапать, зеркало свернуть, стекло разбить. Потом где искать хулиганов? А здесь все пишется. У меня в квартире монитор, жесткий диск, где хранится недельная информация. Если нет проблем — стираем, пишем заново. Поэтому, если что, все факты для милиции готовы. И у нас тихо. Все знают. Тут камеры, сюда не лезь.

Пока нам, конечно, далеко до Германии, где камеры работают внутри автобусов, Великобритании или США. Нью–Йорк сегодня самый «просматриваемый» город мира, но у них видеонаблюдение внедряли еще в начале 1980–х, а в 90–х появились первые компьютерные программы поиска преступников через видеоряд. Нам в чем–то проще. Идем по проверенному пути, анализируем опыт чужих ошибок.

2017 год — переломный в этом вопросе. В мае издан Указ Президента № 187 «О республиканской системе мониторинга общественной безопасности». Планируется, что до конца года положение о республиканской системе мониторинга общественной безопасности, в том числе порядок подключения к ней, утвердит Совет Министров. На основе этой правовой базы начинается большая работа. С помощью тендера выбирается технический оператор, компания, которая соединит все камеры видеонаблюдения в стране, создаст для этого программную платформу для обработки видеопотоков и их анализа, представит план развития сети видеомониторинга. Разъясняет заместитель начальника управления охраны правопорядка главного управления охраны правопорядка и профилактики МВД Александр Жилинский:

— Как сегодня мы видим эту систему? Данные со всех видеокамер, включенных в сеть, поступают в единый республиканский центр, где компьютер оснащен мощной аналитической программой, способной работать в режиме реального времени. Система должна быть рассчитана не только на опознание преступников, например по лицам, но и автоматически замечать бесхозную сумку, оставленную в метро. Это позволит не только быстрее и более эффективно раскрывать преступления, предотвращать их, но и оптимизировать действия патрульно–постовой службы. Сократить маршруты патрулирования, так как они будут под контролем камер, и оперативно направлять патрульных туда, где они необходимы. Это общемировая тенденция. Надо понимать, что на разработку, внедрение и отладку такой системы республиканского видеонаблюдения уйдет не один год.

Так что еще чуть–чуть — и анализировать преступления будут компьютерные программы через уличные видеокамеры. Правда, ловить злодеев все равно будут живые люди (конечно, пока не внедрят роботов).

Уже слышу тонкий голосок «комментаторов»: мол, система мониторинга — это легализованная слежка за человеком. А кто сегодня не следит? Самые главные контролеры — рекламные корпорации, которые отслеживают наши желания (и выманивают наши деньги), через мониторинг соцсетей и поисковых систем. К тому же разве плохо, если я знаю, что мой ребенок идет из школы домой под присмотром видеомилиционера? Если любитель проскочить на красный свет, видя камеру, всегда будет интеллигентно тормозить на светофоре? Ответственность приучает к порядку.

Есть надежда, что в новой системе мониторинга общественной безопасности честному человеку бояться будет нечего, а злодею спрятаться сложно.

КСТАТИ

Недавние примеры, когда системы видеонаблюдения помогли в поиске преступника:

Гродно. Несовершеннолетнего ограбили — забрали мобильник. Милиция среагировала. Просмотрели запись с уличного регистратора. Нашли грабителя.

Кобрин. Автовор не заметил камеру на здании — попал за решетку.

Брест. Уличный хулиган избил прохожего. Как было дело? Все зафиксировано.

Есть и более резонансные преступления.

Гомель. 2012 год.
Зверское убийство студентки — 102 ножевых ранения. Убийцу установили с помощью записи из супермаркета, где он общался с погибшей.

2013–й. Снова Гомель. Неизвестные подожгли одежду на человеке — несчастный скончался от ожогов. Видеозапись помогла найти садистов.

В 2015–м по данным с камеры у подъезда был пойман «охотник» на одиноких женщин. Он подкарауливал их и совершал мерзости.

ЦИФРЫ

Интересные цифры приводят статистики из США. Согласно недавнему опросу общественного мнения, 40% американцев поддерживают идею увеличить количество камер видеонаблюдения для обеспечения собственной безопасности. И лишь 12% хотели бы уменьшить их число.

sb_gomel@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter