Человеку со стороны может показаться, что растить лес — очень консервативная и рутинная профессия. На самом деле в этой отрасли активно внедряют инновационные подходы и разработки. Мы побеседовали с министром лесного хозяйства Виталием ДРОЖЖЕЙ о «лесных биофабриках», решении проблемы короеда и новых технологиях, позволяющих гордиться нашими зелеными богатствами. Шутка ли — мы в десятке самых лесистых стран Европы!
— Действительно, меньше чем за столетие нам удалось увеличить лесистость страны практически в два раза! Так, если в 1945 году она составляла 22,1 процента, то сейчас — 40,1. Этот успех — результат труда нескольких поколений лесоводов. Создание и выращивание древесных культур, по сути, процесс традиционный: как и раньше, используем меч Колесова (узкую стальную лопату для посадки сеянцев и саженцев), проводим уходы в лесных насаждениях, защищаем их от болезней и вредителей. Но технологически, безусловно, выросли. Так, посадочный материал получаем из семян деревьев с улучшенными наследственными свойствами и высокими посевными качествами. Ежегодно создаем не менее 50 гектаров специальных лесосеменных плантаций. Потом собираем там шишки и извлекаем из них семена. Есть целая сеть постоянных лесных питомников и теплиц. Все наверняка слышали о наших «лесных биофабриках», где выращиваем будущий лес по самым современным технологиям.
Еще одна инновация — стали активнее использовать посадочный материал с закрытой корневой системой. Ученые доказали, что эти насаждения более устойчивы к погодным катаклизмам, болезням и вредителям. Для нас это, безусловно, важно.
Сегодня лес не растет сам по себе, как это может показаться обывателю. То, чем гордится республика, ее природа — это результат человеческого труда. Если спросите у наших работников, что проще: вырастить лес или ребенка, — ответ может удивить. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить наших людей за то, что они делают.
— Знаю, в последние годы удалось уменьшить число лесных пожаров и справиться с короедом. Поясните, пожалуйста, какие технологии и, возможно, новые управленческие решения позволили этого добиться.
— Начну с короеда. Нам действительно удалось стабилизировать ситуацию с усыханием насаждений. Если сравнивать нынешний год с 2018-м, который был пиковым, мы «потеряли» более 47 тысяч гектаров леса, то ситуация изменилась в корне. Сегодня наблюдаем уменьшение площади и объема сплошных санитарных рубок в десять раз. Но не расслабляемся и держим ситуацию на постоянном контроле. А теперь вспомните, сколько критики было в адрес отрасли несколько лет назад: дескать, зачем вырубать больной лес, неужели нет других способов? Мы все это время терпеливо объясняли, что единственный эффективный способ — это вырезать больные деревья. Когда у человека болит зуб, он не ждет, что боль чудесным образом пройдет сама, а идет его удалять. То же и с усыханием. С нами соглашались ученые, наш опыт приезжали перенимать специалисты со всего мира — и все высоко оценивали этот подход. Но теперь можем подкрепить слова цифрами. И они, безусловно, радуют.
Что касается лесных пожаров, то по сравнению с прошлым годом их территория уменьшилась в 15 раз. Заметно снизилась и средняя площадь возгорания: с 6,7 гектара в 2020 году до 1,2 гектара в 2021-м. Помогли не только хорошие погодные условия: эффективно сработала государственная лесная охрана, использовались современные технологии. Работники лесного хозяйства теперь могут выявлять очаги возгорания даже с помощью мобильных устройств, в том числе в ночное время, на труднодоступных и приграничных территориях.
Конечно, вкладываем значительные средства в закупку техники. Сегодня ставим задачу перед лесхозами за два года полностью обновить парк пожарных машин, и к этой работе уже приступили. Да, это финансовые затраты, но от исправности техники зависит то, как быстро отреагируем на чрезвычайную ситуацию, локализуем очаг.
— Модернизация производств и закупка не только пожарной, но и другой современной техники — одни из причин успешного развития лесной отрасли. Чем отличается новое оборудование, какие производственные задачи позволяет решать?
— Механизация процессов — тренд нашего времени. Для лесной отрасли это еще и необходимость. Работа в лесу связана с определенными рисками — техника позволяет многих избежать, увеличить производительность и качество труда. Благодаря механизации решаем и кадровый вопрос. Работники лесного хозяйства — это люди, живущие в основном в сельской местности. К сожалению, трудоспособных граждан в деревнях становится меньше. Приведу один лишь пример: сегодня один харвестер может выполнить ту же работу, что и 10—15 человек.
Если говорить о цифрах, то сейчас в отрасли 360 харвестеров, 380 форвардеров, 900 автопоездов-сортиментовозов и 1330 погрузочно-транспортных машин. Парк техники ежегодно обновляется и дополняется в зависимости от потребности конкретного лесохозяйственного учреждения. Только за первое полугодие в отрасли появилось 20 новых харвестеров, 19 форвардеров, 74 сортиментовоза и другая техника отечественного производства. В ее закупку вложено более 80 миллионов рублей.
Кстати, не случайно акцентировал внимание на происхождении техники. Сегодня наши промышленные предприятия выпускают достойную по качеству и приемлемую по цене лесозаготовительную технику, которая полностью адаптирована под работу в тяжелых условиях. Партнеры оперативно реагируют на все наши пожелания и просьбы. И мы это ценим.
— Виталий Александрович, в этом году официально внедрена система ЕГАИС, которая позволяет отслеживать буквально каждую партию древесины от лесосеки до производства. На что нацелено нововведение? И, если можно, оцените эффективность применения на практике этого ноу-хау.
— Выступая на торжественном собрании, посвященном Дню работников леса, я не случайно назвал внедрение системы ЕГАИС событием года. Для нас это очень важный проект, над которым трудились практически четыре года. Было много трудностей, споров, дискуссий, но в конечном итоге создали продукт, призванный решить многие вопросы.
Прежде всего ЕГАИС позволит нам упростить выписку сопроводительных документов, автоматизировать планирование, учет и анализ всех основных бизнес-процессов и решений в сфере заготовок древесины, контролировать все этапы движения древесины в заготовленном виде, используя только информацию в электронном виде.
Ничего подобного в нашей стране до этого не было. В ЕГАИС применяются новейшие информационные технологии с учетом передового опыта, белорусского и зарубежного, в том числе технологии единой базы данных для доступа к ней как с мобильных устройств, так и стационарных рабочих мест. Заметен и экономический эффект от внедрения новой системы. По предварительным расчетам, около 4,5 миллиона рублей в год по лесохозяйственной отрасли.
yasko@sb.by