СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕЗЕРВ
Когда мы говорим о повышении зарплаты, надо учитывать тот факт, что экономическая система нашей страны основана преимущественно на крупных государственных промышленных предприятиях. Они производят более половины промышленной продукции и обеспечивают работой 65 процентов занятого населения. В то же время сектор малого и среднего предпринимательства (МСП) развит недостаточно, на его долю приходится всего 30 процентов ВВП. Доминирующее положение госпредприятий и преференции, которые им предоставляются в отношении финансовых ресурсов, льготных цен на энергоносители и нормативных обязательств, сдерживают развитие перспективного частного сектора. В результате его потенциал в плане развития производства, создания новых рабочих мест и соответственно роста заработной платы остается в значительной степени нереализованным. Например, в США зарегистрировано более 20 миллионов малых и средних предприятий, что позволяет обеспечить рабочими местами более половины трудоспособного населения страны. По оценкам американских экономистов, каждая третья американская семья занята в бизнесе. Кроме того, низкий уровень развития сектора МСП делает Беларусь уязвимой к внешним потрясениям, таким как колебания цен на сырьевые товары и макроэкономические показатели основных торговых партнеров.
Одним из сдерживающих факторов для развития бизнеса в нашей стране, по мнению экспертов Европейского банка реконструкции и развития, является доступ к финансированию. Банковское кредитование — основной источник внешнего финансирования для МСП как в Беларуси, так и для многих компаний в мире. Однако объем внутреннего кредитования частного сектора экономики в Беларуси в 2015 году составлял только 28 процентов ВВП, в то время как в развитых странах этот показатель на уровне 147 процентов ВВП, в государствах Центральной и Восточной Европы — 48 процентов ВВП. Большинство малых предприятий по-прежнему рассчитывает на собственные денежные средства для финансирования инвестиций. Это свидетельствует о том, что фирмы, нуждающиеся в заемных средствах, не могут получить доступа к внешнему финансированию либо потому, что им не дают кредитов, либо потому, что они сами не пытаются их взять, так как условия предоставления ресурсов для них невыполнимы. Данная проблема становится особенно существенной, когда фирмы становятся крупнее и больше не могут рассчитывать на государственные программы поддержки.
Еще одно препятствие для развития деловой инициативы — ставки налогообложения и ненадлежащий уровень подготовки рабочей силы. Соответственно создание равных условий для всех хозяйствующих субъектов, независимо от их размера и структуры собственности, становится для государства основной задачей, успешно справившись с которой оно сможет достичь устойчивого экономического роста и обеспечить в среднесрочной перспективе повышение средней заработной платы.
Кроме того, необходима комплексная государственная стратегия и уполномоченный орган по реализации экономической политики в сфере МСП. Следует сформировать институциональную “площадку” — структуру для диалога между государством и бизнесом по вопросам развития предпринимательства. На данный момент экономическая политика в сфере МСП продолжает строиться по принципу “сверху вниз”, а консультации между государством и частным сектором проводятся нерегулярно.
Также необходимо дальнейшее упрощение законодательства и автоматизация электронного документооборота, касающегося вопросов предпринимательства. Например, использование услуг электронного правительства способствовало значительному снижению операционных издержек бизнеса в Азербайджане. Их электронная платформа считается образцом передового опыта не только в регионе, но и за его пределами.
Наконец, надо всячески поощрять развитие частного рынка услуг для бизнеса, а также заложить основы для внедрения в учебные программы предприимчивости как ключевой компетенции.
Олег Мазоль, научный сотрудник Белорусского экономического исследовательского образовательного центра (BEROC)
ЗАРПЛАТА ОТ СЛОВА “ЗАРАБОТАТЬ”
Сформулированная Президентом амбициозная задача повышения доходов до определенного уровня вызвала шквал споров. Мнения часто сводятся не к анализу возможности и вероятности достижения поставленной цели, а к критике, причем не всегда конструктивной. Рост доходов связывается с неконтролируемой эмиссией, инфляцией, риском девальваций. В качестве альтернативы и единственно верного решения предлагаются “структурные реформы” экономики, которые чаще связывают с изменением отношений собственности, уходом государства из экономики.
А так ли противоречивы административный подход к уровню доходов населения и требования трансформировать экономику в сторону меньшего участия государства, расширения предпринимательской инициативы? Ведь как ни меняй отношения собственности, власть всегда обязана решать задачи по повышению благосостояния граждан, а любой собственник должен заниматься вопросами эффективности производственных систем. Инструментарий повышения доходов в реальном секторе экономики одинаков практически для любого предприятия с поправкой на специфику отрасли.
Очевидно, что рост зарплаты должен быть адекватным росту производительности труда, то есть деньги должны быть заработаны. В свою очередь на увеличение производительности труда влияют управленческие, технологические, структурные группы факторов. Это и повышение квалификации и мотивации персонала, инновации в сфере управления, организации производства и труда. Не секрет, что чем дольше работает предприятие, тем сложнее отойти от привычных схем работы, однако именно в сегменте повышения мотивации работников наши промышленные гиганты способны на быстрые и существенные изменения.
Вторая группа факторов связана с механизацией, автоматизацией, компьютеризацией производства, внедрением прогрессивных технологических процессов, применением новых видов материалов, совершенствованием конструкций изделий. Часто и здесь можно найти серьезный потенциал роста. И эти нетривиальные задачи решаемы, особенно если учитывать высокий интеллектуальный потенциал, сконцентрированный в Парке высоких технологий.
К структурным факторам можно отнести возможности по выпуску более дорогостоящей и менее трудоемкой продукции, аутсорсинг с целью повышения эффективности собственного производства, производственная кооперация. Ускорить оборачиваемость капитала можно на основе применения логистики и маркетинга, тех концепций управления, которые возникли в ответ на постоянно усиливающуюся конкуренцию. К сожалению, пока мы не можем сказать, что эти концепции стали частью нашей жизни, скорее, они рассматриваются как набор инструментов, а значит, и в этом направлении следует работать. Реализация как принципов маркетинга, так и принципов логистики возможна тогда, когда каждый работник предприятия ощущает собственную ответственность за конечный продукт.
Шаги, продекларированные государством в направлении раскрепощения предпринимательской инициативы, снижения административного давления на бизнес, создают серьезные предпосылки для переформатирования производства, его оптимизации. А неизбежность такого пути подтверждается усилением конкуренции, ростом барьеров как на новых рынках, так и на традиционных. В связи с этим в среднесрочной и долгосрочной перспективе обязательным условием устойчивого роста доходов населения является диверсификация экспорта, освоение новых рынков.
Отсюда вывод: за рост доходов работников предприятий они сами отвечают в гораздо большей мере, чем государство. От того, смогут ли коллективы сформировать корпоративную культуру, направленную на создание высококонкурентного продукта, оптимизировать расходы, постоянно осваивать новые инновационные технологии как в производстве, так и в управлении, зависит коммерческий успех их деятельности.
Валерий Бороденя, депутат Палаты представителей Национального собрания