Для активизации инвестиций в прорывные проекты необходимы и финансовые инструменты, и финансовая грамотность

Деньги для экономики

Даже самая гениальная, прорывная, эффективная и прибыльная идея так и останется красивым проектом без соответствующего финансирования. Любая стратегия остается всего лишь планом без подкрепления инвестициями. Источники средств на модернизацию, технологическую безопасность и экономический прорыв, условия их привлечения, механизмы вложения, чтобы получить максимальный эффект, — очень многокомпонентная и объемная проблема. Тем более многогранная, когда дело касается инновационных проектов, в которых объективно очень много неизвестных на всех этапах реализации. Ее обсуждали во время круглого стола «Институты развития Беларуси: приоритеты и механизмы», организованного Научно-исследовательским экономическим институтом Министерства экономики в рамках работы над Национальной стратегией устойчивого развития Республики Беларусь до 2040 года.

Бюджетный ландшафт 


Заместитель директора по научной работе Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Александр Курлыпо привел данные по основным показателям развития сегментов финансового рынка. Посыл заключался в том, что основные слагаемые институтов развития — инфраструктура рынка и законодательство, для активного роста инвестиций — есть. Но остаются вопросы по их использованию. Так, за последние семь лет резко выросла разница между валовым сбережением и валовым накоплением основного капитала: с 1 до 7 процентов по отношению к ВВП. Более того, макроэкономические расчеты, объясняющие рост экономики нормой сбережения и предельной производительностью капитала, свидетельствуют о том, что расчетные темпы роста по модели нередко превышают фактически достигнутые значения. То есть задел есть, но осваивается недостаточно эффективно. Сказанное свидетельствует: сложившаяся система институтов развития еще не в полной мере соответствует амбициозным целям и задачам, сформулированным в Национальной стратегии устойчивого развития до 2040 года. Задача круглого стола — выработать рекомендации по донастройке деятельности институтов под эти цели.


Ключевые источники финансирования экономических прорывов, по словам начальника главного управления макроэкономического анализа и прогнозирования Алексея Зубовича, остаются традиционными. Это собственные средства предприятий, заемные ресурсы и бюджет. Эксперт отметил, что сейчас в государстве идет поиск точек роста через использование научно-технического прогресса. Он признал, что необходимо вырабатывать стимулы для активизации инвестирования частного бизнеса. 

По его мнению, необходимо создавать и новые финансовые инструменты, которые бы способствовали приходу капитала в наш реальный сектор. В частности, внедрять механизмы хеджирования рисков. Определенный опыт в этом направлении у Беларуси имеется. Так, инструменты хеджирования валютных рисков в 2010-х годах. Правда, эта опция оказалась не очень-то и востребованной у бизнеса. Возможно, в том числе и в силу определенного отношения менеджеров и предпринимателей к инновациям. Поэтому, как видится экспертам круглого стола, развитие финансовой системы необходимо сопровождать повышением финансовой же грамотности менеджеров реального сектора. 


Со своей стороны начальник главного управления бюджетной политики Министерства финансов Александр Судник отметил: реализуется более взвешенный подход по поддержке национальной экономики. В частности, сделан акцент на развитии экспорта, лизинга. Государственный долг, по заверениям эксперта, не вызывает волнений и беспокойства. Он несколько увеличился, но в плановом режиме, за счет реализации масштабных инвестиционных проектов. Например, строительства Белорусской атомной станции. Ключевой задачей Министерство финансов видит улучшение структуры государственного долга, замещение задолженности в иностранной валюте займами в белорусских рублях. 

Предполагаемая финансовая стабильность исключает, по заверениям Александра Судника, кардинальные перемены в налоговой политике. Каких-то значимых изменений, по его словам, не предвидится. По крайней мере, повышения налоговых ставок опасаться не стоит. Если некоторые налоги и будут увеличиваться, то на индекс инфляции. Правда, Александр Судник констатировал: на фоне сохранения неизменными ставок налогов будет продолжаться ревизия и оптимизация льготных режимов. Тем не менее средняя фискальная нагрузка на бизнес увеличиваться не должна. 

В поиске средств

Для удержания стабильности в общем и целом в стране денег хватает. Но для экономических прорывов надо искать новые источники финансирования и создавать под них инструменты. Определенные резервы в белорусской экономике есть. Другой вопрос, насколько эффективно они используются в белорусских интересах. 

В частности, значительными возможностями для привлечения инвестиционных средств обладает фондовый рынок. Нельзя сказать, что он в Беларуси не развивается. Есть положительная динамика. Однако база остается достаточно низкой. Хотя в стране создана весьма качественная инфраструктура. 


Как отметил председатель правления ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» Андрей Аухименя, создана специализированная площадка для размещения ценных бумаг представителями малого и среднего бизнеса, есть площадка для инновационных проектов и компаний, платформа финансового маркетплейса, на которой реализуются сделки по финансовым инструментам. В ее рамках сформировано направление краудлендинга. Другими словами, привлекать средства у бизнеса на открытом рынке возможности есть. 

Но эти площадки, к сожалению, пока остаются не очень востребованными. Например, на биржевой площадке только один субъект малого и среднего бизнеса разместил свои облигации. Биржевая площадка для высокотехнологичных компаний пока остается пустой. С одной стороны, все можно списать на низкий спрос. С другой — на не самую высокую финансовую грамотность игроков и их пассивность. 

К сожалению, патернализм пронизывает наш реальный сектор. Причем независимо от формы собственности. И частные, и государственные компании в том числе не очень стремятся привлекать средства на открытом рынке, так как всегда существует альтернатива в виде государственного участия. Поэтому на проекты стараются получить средства от государства в той или иной форме: господдержки, льготных кредитов или фискальных инвестиций в виде тех или иных льгот и преференций. Как подтолкнуть предприятия к использованию всего доступного спектра привлечения финансирования? На самом деле это весьма сложный вопрос с неоднозначными выводами. 


Пока, как отметил директор департамента по ценным бумагам Анатолий Шаршун, необходимо рассматривать рынок ценных бумаг с точки зрения не только развития инвестиционного потенциала, но и сохранения капитала в Беларуси. Он констатировал, что после определенной либерализации законодательства наблюдается интерес белорусов к вложению своих сбережений в иностранные активы. И если взаимодействие с европейскими и американскими биржевыми площадками сейчас затруднено, то есть возможность вкладываться в российские ценные бумаги. «Надо дать возможность инвестировать внутри страны», — заключил Анатолий Шаршун. 

Инвестиции для активных

Надо признать, что традиционно многие эксперты связывают развитие фондового рынка с выходом на него белорусских топ-компаний. Правда, всегда остается открытым вопрос: существуют ли в стране частные капиталы, достаточные для приобретения даже миноритарных пакетов значимых предприятий? Другой вопрос, что, по мнению Анатолия Шаршуна, необходимо оторваться от навязчивой идеи вывода на фондовый рынок флагманов, а формировать акционерный капитал в новых, перспективных проектах. По его словам, таким привлекательным стартапом могла бы стать сеть электрических станций для автомобилей. Очевидно, что с большей или меньшей динамикой электротранспорт будет развиваться. Соответственно, будет востребована и инфраструктура. Чем не привлекательный проект для массовых инвесторов? Однако его необходимо оформить, преподнести, разрекламировать, убедить владельцев капитала, сформулировать внятную дивидендную политику. Генерированием законченных и привлекательных проектов для подтягивания внешних инвесторов пока могут похвастаться очень немногие компании.


В целом, справедливо считает Анатолий Шаршун, развитие акционерного капитала должно являться самоцелью. Например, он не видит большого смысла в форме хозяйствования в виде ОАО, если у предприятия де-юре или де-факто один владелец. Тогда форма ОАО только создает лишнюю бюрократию по отчетности. Совершенно бесполезную, если предприятие не привлекает капитал на открытом рынке. Как не нужны и некоторые элементы корпоративного управления. Основная функция некоторых из них — защита интересов миноритарных акционеров. А если их нет, то конструкция управления становится только более громоздкой. 

Начальник центра анализа и стратегического планирования Банка развития Алина Кафарова убеждена: для развития прорывных инноваций необходимо трансформировать свое отношение к рискам. И ментально, и с точки зрения нормативно-правовой базы. Любой прорывной проект не может безусловно обеспечить положительный финансово-экономический результат. Практически стандарт, что семь из десяти стартапов являются глубоко убыточными и провальными. Два из десяти в лучшем случае обеспечивают возврат денежных средств. И только один приносит прибыль. Единичный точный инвестиционный выстрел в действительно прорывной проект является исключением, примером неимоверной удачи. Но ни в коем случае не правилом. Инновационная модель развития требует риска, обоснованного, продуманного, но риска. Однако эта парадигма не всегда воспринимается и отражается на законодательном уровне. Алина Кафарова призналась, что во время дискурса по проблеме развития венчурного финансирования очень часто возникает вопрос: да, один из десяти проектов приносит суперприбыль. Получается, что кто-то просто заработает деньги? Для белорусской ментальности такой подход граничит с мошенничеством.

Впрочем, недобросовестность новаторов тоже нельзя полностью исключать. Однако на прорывных инновациях их создатели зарабатывают только при удачной реализации. И добиться благосостояния у инновационных предпринимателей редко получается с первого раза. Но деньги, вложенные в их проекты, они не кладут себе в карман, а тратят на создание прототипов, полезных моделей, разработку технологий и так далее. Средства не уплывают, а вкладываются в исследование и «железо». Другой вопрос, что они не всегда находят коммерчески выгодный сбыт. 

Словом, с финансовыми ресурсами в Беларуси дела обстоят даже очень неплохо. Другое дело, что необходимо более активно идти по треку использования даже не инновационных в широком понимании этого слова финансовых инструментов, а в должной мере использовать тот потенциал, который у нас есть, опробован (пускай и не на большом количестве кейсов) и является уже стандартным для современной экономики.

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter