Енот-разрушитель
Самые сложные в содержании, пожалуй, еноты. У Светланы их два: Вениамин и Ева. Друг с другом их не знакомит: «Не хочу разводить потомство, чтобы не повторяли Венину судьбу». Светлана забрала его по объявлению с «передержки». Еноту скоро год, за это время его четыре раза, как эстафетную палочку, передавали из рук в руки. Кормили шоколадками и сосисками. Шерсть убитая, сам малорослый. Очень долго привыкал к правильному рациону: мясо, творог, перепелиные яйца, фрукты. За виноград готов жизнь отдать! Еноты обожают плескаться в ванне. Светлана моет своего специальными шампунями и бальзамами, втирает дорогие масла, дает рыбий жир, биотин, чтобы вернуть шерсти здоровый блестящий вид. Не влюбиться в Вениамина невозможно! На эту очаровательную мордашку и ведутся импульсивные покупатели, не представляя, какие еноты сложные в быту.— По своей сути енот — разрушитель, — предупреждает Светлана, — он и плинтус поднимет, и гипсокартон проломит, все открутит‑отвертит‑откроет. Они игривые. В силу этого все портят. Пока у меня дома ремонт, одну комнату отдала енотам под разгром: то Ева там обои обдирает, то Веня линолеум снимает. Так по очереди и «работают». Есть у них и другая вредная привычка: воровать мелкие вещи и прятать их. Глаз да глаз, чтобы ничего не утащили. Они все на зуб пробуют. На миг отвернешься — уже на плите, в кастрюлю залез, котлеты съел. А им нельзя жирное, соленое, жареное.
Характер нордический
Двух хорьков Светлана выкупила за небольшую сумму у прежних хозяев. Рыжик и Жорик. Рыжика покупали в коттедж с условием, чтобы мышей ловил. Он весил 400 г, худющий, весь рот воспален, 9 зубов удалили: с большими собаками рос, грыз кости. Жорика отдали за неуживчивый характер: кусался, с другими животными не ладил. Тоже был в жалком состоянии.
Светлана Плешкан.
— К каждому животному нужен индивидуальный подход, — обнимает Рыжика Светлана. — Двух одинаковых не бывает. Они — как и люди, со своим характером. Один аккуратный, другой — неряха. Допустим, Рыжик — флегматик, у него спокойный нордический характер. Живет без клетки, гадостей не делает. Жорик — ревнивый эгоист и холерик, выпускаем его по часам, потому что он — «Ага, на кухне же никого нет!», — шкафчик открыл, крупы перебрал, в мусорку залез, цветы в горшках перекопал. Хорьки дорогие в содержании. Это хищники, их нужно кормить чистым мясом, причем смесью говядины, телятины, индюшатины, курятины. И куриную кровь покупать, хотя бы по 10 мг в месяц. Чтобы были здоровы. Они очень удобные в том плане, что спят больше, чем коты, по 20 часов в сутки. Но с ними тоже нужно играть, выгуливать: они активные и любопытные. Купите хорьку новую игрушку, и он будет счастлив, как ребенок. Но когда покупают хорька вместо игрушки, наступает разочарование…
И корь, и дифтерит, и голова болит…
Болеют все животные. Даже ящерицы простывают и умирают. Пневмония бывает и у грызунов, и у черепах. Проблемы с ЖКТ и гельминты — вообще у всех экзотов. А если еще уход неправильный?— Помню, принесли друзья в тазике в вонючей воде красноухую черепаху, забрали у пьющих соседей, — рассказывает Светлана. — Из‑за нехватки кальция у нее был мягкий панцирь. Я ее выходила, откормила, но панцирь так и остался неровный, в ямках. Кстати, красноухая черепаха может вырасти до полуметра по панцирю, если ее поместить в большой аквариум и правильно кормить — растительной и мясной пищей в равных пропорциях. Черепахи по природе долгожители. Но и тут надо знать нюансы. Например, среднеазиатские черепашки в дикой природе живут по полвека. Но в домашних условиях ни в коем случае нельзя давать им впадать в спячку. Они могут не проснуться.
Прежде чем завести животное, нужно триста раз подумать, почитать о нем, о среде обитания, поведении, образе жизни, привычках. Часто отдают вполне здоровых питомцев со словами: «Ребенок не хочет за ним смотреть». Иногда оставляют прямо с клетками возле зоомагазинов. Светлана Плешкан вспоминает, как встретила на улице прохожего с ведром, в котором он нес китайского трионикса, мягкотелую черепаху: мол, нашел под дверью, заберите, не знаю, куда деть. Рептилия кусается, плохо видит, на все кидается. Для ее содержания нужно хорошее оборудование. Светлана забрала подкидыша себе. А за нелегкий нрав назвала «Дракоша».
«Я чувствую их любовь»
Светлана, сколько себя помнит, всегда хотела быть окружена животными. Кого у нее только не было! Еще в конце 1980‑х нутрию выгуливала на поводке. Были и бабочки‑куколки, и австралийские квакши были, с которыми даже собаки дружили, и дегу, морские свинки, и обыкновенный уж. Мадагаскарские тараканы вообще никогда не переводились. «Они же обалденные! — восторженно говорит хозяйка и подводит меня к другому аквариуму. Вроде совсем пустому. Но Светлана таинственно улыбается, осторожно засовывает руку в грунт и достает оттуда гигантскую африканскую многоножку сантиметров 30 в длину:— Это кивсяк. Червяк с ножками. Панцирное животное. Пахнет йодом… У него больше 740 ног. Я сбилась со счета. Фруктами питается. Живет до 12 лет. Моему всего лишь пару лет. Он еще подрастет сантиметров на 15.
Содержание животных — трудоемкое занятие. Даже у рептилий — сложные гастрономические потребности: им и сверчков, и зелени, и мучных червячков, и зоофобусов подавай…
— Я не экономлю на их содержании и не зарабатываю на их разведении, — говорит Светлана. — Они — моя радость. Живой уголок, в котором отдыхаю. Если бы сын и его друзья не помогали, возможно, не справилась бы. Но он, как и я, с детства учился заботиться и опекать братьев наших меньших. Они требуют такого же внимания, как и маленькие дети. Каждый вечер я прихожу с работы и все бегут меня встречать. Даже ящерицы — бородатые агамы — приветствуют лапками. Любое живое существо ценит заботу о себе. И я чувствую их любовь.