Цифровой «компас» текущего десятилетия нацеливает европейское сообщество на создание емкой экосистемы, где по итогу все должны быть счастливы. Оцифрованный бизнес начнет процветать, а жители стран ЕС обретут широкие возможности. Благодаря распространению цифры предполагается привлечь в экономику инвестиции, повысить ее эффективность и расширить доступ граждан к инновационным услугам, включая госсектор. Однако есть сомнения, что этим радужным планам суждено сбыться.
Промежуточные результаты программы технологической трансформации Еврокомиссию явно не порадовали. В ее недавнем докладе приводятся данные, далекие от плановых. В частности, к волоконно-оптическим линиям связи подключены лишь 56 процентов домохозяйств. Ввод в строй автономных 5G-сетей отстает от намеченного графика. Да и в целом современные средства связи для многих европейцев лишь голубая мечта. О чем говорит хотя бы тот факт, что более половины сельских домохозяйств лишены доступа к устойчивым интернет-коммуникациям, а 9 процентов и вовсе отрезаны от фиксированной сети связи. При этом 42 процента европейцев не имеют базовых цифровых навыков. Видимо, при столь явных инфраструктурных пробелах попросту не видят смысла в повышении технической грамотности. Так время ли замахиваться на масштабирование 5G?
Если дело так туго будет двигаться и дальше, отмечают еврокомиссары, в вопросе цифровизации Европа продвинется ненамного. Без дополнительных инвестиций и стимулов пользоваться интернетом и электронной почтой в 2030 году смогут менее 60 процентов европейцев. Увы, соцопросы показывают, что европейские компании не горят особым желанием вкладываться в цифровые проекты, которые, ко всему прочему, требуют солидных энергозатрат. Как известно, энергоресурсы — щекотливая тема для европейцев. Ставка на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) в нынешних геоэкономических условиях явно проигрывает. А традиционными источниками энергии в достаточном количестве располагают далеко не все участники европейского альянса. Ценовая турбулентность на рынке энергоносителей вряд ли поспособствует их удешевлению в ближайшее время. В такой ситуации прогресс становится в прямом смысле слова золотым. А бизнес, как известно, умеет считать деньги.
Скептическое отношение к высокотехнологичным новациям наблюдается даже в странах с сильной экономикой. Так, платформа Industrie 4.0, оценивая состояние немецких цифровых технологий, отмечает весьма низкий уровень знаний граждан в этой области. А откуда, собственно, взяться стремлению их получить, если, к примеру, выбрать интернет-провайдера и мало-мальски сносный тариф в Германии — настоящий квест. Основная проблема — дорого и медленно. Лишь 1,6 процента домохозяйств подключены к современным средствам коммуникаций путем оптоволокна. Базовым материалом для передачи данных по сию пору служит медный кабель. Лидер немецкого телекоммуникационного рынка компания Telekom долгое время не тратилась на обновление устаревшей инфраструктуры, находя это невыгодным. При в общем-то невысоком качестве услуг немецкие цены за гигабайты — одни из самых кусающихся в мире. На таких условиях поневоле откажешься от благ нового технологического уклада.
Для сравнения: в нашей стране широкополосный интернет не является предметом роскоши и доступен всем желающим. О чем наглядно свидетельствует рейтинг авторитетного сайта Cable.co.uk. Его специалисты проанализировали данные о стоимости 3356 пакетов доступа в глобальную сеть в 219 странах мира. Беларусь — на четвертом месте среди государств с самым дешевым стационарным интернетом. А вот страны Западной Европы не попали даже в топ-50. Ближайшие соседи — Латвия, Литва, Эстония — занимают 24-ю, 38-ю и 84-ю позиции соответственно.В отличие от европейских граждан у белорусов с мобильной связью тоже нет проблем. Охват населения услугами сотовой подвижной электросвязи по технологии LTE (4G), согласно данным Белстата, составляет 98 процентов. В результате практической, а не декларированной цифровизации пользователями интернета являются 89,5 белоруса (в возрасте от 6 до 72 лет). Причем 77,4 процента пользуются сетью ежедневно. Конечно, кто-то игнорирует цифровые технологии. Но это его право выбора, а не ограничения со стороны коммуникационной сети связи.
Откровенно говоря, грезы западных политиков о повсеместном внедрении суперсовременных цифровых форматов на фоне отсутствия в ряде мест элементарной инфраструктуры хоть для какой-либо приличной связи удивляют. Не пора ли спуститься с небес на землю? Заглянуть в обычный европейский дом. Посмотреть на состояние коммуникаций и суммы семейных счетов за услуги. И, наконец, сопоставить насущные потребности людей с возможностями евросоюзной казны, в которой так много статей расходов, далеких от нужд простых европейцев. Вот и сейчас брюссельские административные структуры в поисках очередных 200 миллиардов евро для обеспечения всех и вся гигабитным интернетом. Но такие скорости на бытовом уровне совершенно излишни. Для беспилотного транспорта, промышленных цифровых платформ — да, нужна устойчивая высокая пропускная способность. Но для цифровизации домохозяйств вполне хватает более скромных характеристик. Или очередной грандиозный цифровой замах на всеобъемлющее покрытие 5G не более чем освоение денег из евроказны подрядчиками?! Бюджетные средства закончились, и проект провалился. В славянской лексике это называется емким словом «распил». Ценность технологических инноваций не в их сложности или возможностях, а в способности повышать уровень жизни и комфорта граждан. В Беларуси исходят из этого параметра. Поэтому наши граждане и цифровизированы. В ЕС, видимо, другие приоритеты. Есть дорогие, грандиозные проекты, а вот интернет есть не у всех.
По данным белстата.
t.shchedrenok@mail.ru