Торжественная церемония награждения победителей Национального конкурса «Предприниматель года— 2019».
История разных оттенков
Предпринимательство далеко не всегда было таким, каким стало сегодня. Как и наша страна, оно прошло различные периоды — становления и развития, взлетов и падений. В первой половине 1990-х годов все было очень сложно. Негативные тенденции в экономике, пустые полки в магазинах, кредиты под проценты, которые были в десятки раз ниже темпов инфляции, при относительной либеральности таможенных законов и легкости выезда за границу создали условия для развития челночного предпринимательства. Именно челноки составили основу нового класса на постсоветском пространстве. По данным социологических исследований, в 1997 году «экономическим туризмом» в стране занимались 72,5 процента опрошенных. За товаром ездили в основном в Польшу, Россию, Турцию. По разным оценкам, в 1990-е годы челноки завозили в страну импортных товаров на 1 млрд долларов в год. По тем временам — просто огромная сумма.Малый и средний бизнес активно развивается в IT-сфере.
В 1996 — 1998 годах в стране начала формироваться законодательная база, ориентированная на специфику субъектов малого предпринимательства. В это время экономисты отмечают тенденцию к усилению централизованного регулирования предпринимательской деятельности, а также ее стимулированию. В 1996 году Президент подписывает указы «О государственной поддержке малого предпринимательства» и «О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям». В стране даже появилось Министерство предпринимательства и инвестиций, призванное поддерживать негосударственный сектор экономики. В октябре 1996 года принят Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства», в котором дается классификация предприятий, относящихся к малому бизнесу в зависимости от численности работающих в разных отраслях. А в соответствии с Законом «Об упрощенной системе налогообложения для субъектов малого предпринимательства» с 1 января 1998 года в стране впервые вводится упрощенная система налогообложения. Впрочем, недостатком этого периода является периодическое изменение подходов к налоговому законодательству, разрабатываемому для бизнеса.
Период с 1998 по 2004 год для малого предпринимательства проходит в рамках жесткого государственного регулирования. Он характеризуется разрастанием органов госуправления, призванных к проведению различного рода проверок и санкций в отношении субъектов МСП. Меняется налоговое законодательство, и это негативно отражается на темпах роста числа субъектов малого бизнеса. В это время, по оценке экспертов, происходит уменьшение здоровой предпринимательской инициативы, количества предпринимательских структур и развитие протекционистских настроений среди большинства действующих субъектов малого предпринимательства.
Документы по либерализации условий ведения бизнеса существенно упростили работу предпринимателям. Сегодня в ряде сфер можно работать без регистрации ИП.
А вот период с 2005 года, напротив, становится временем активного нормотворчества в области господдержки МСП. Рост числа субъектов малого бизнеса стал результатом проведения государством активной политики в области поддержки деловой инициативы, в частности, реализации мероприятий, предусмотренных указами Президента «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства» и «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», а также «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности». Все это способствовало обеспечению гарантий, соблюдению прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, расширению рынка товаров и услуг, формированию в стране благоприятного экономического климата. В 2010 году Александр Лукашенко подписывает Директиву № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности»: именно в этом документе заложили важные посылы — снижать требования государства к бизнесу и устранять барьеры в экономике. Результат такой политики отразился и на цифрах: рост числа субъектов МСП за 2000 — 2011 годы составил 274 процента.
Услышать и учесть
То, что принципы ведения бизнеса в стране должны стать принципиально другими, Президент впервые обозначил в январе 2017 года во время совещания с членами рабочей группы по вопросам исключения устаревших, не соответствующих времени требований к бизнесу и совершенствования контрольно-надзорной деятельности. Тогда же и прозвучала конкретная задача:— Нам необходимо добиться реального улучшения условий для деловой активности в Беларуси, которое будет подтверждаться положительной оценкой со стороны субъектов хозяйствования. Мы стали не просто проповедовать, но и развивать новую экономику. Цель ее, что я абсолютно поддерживаю и признаю и на что хотел бы всегда делать упор, — эта экономика должна в деловом плане раскрепостить человека. Если он хочет и может работать, заработать своей семье, родным, близким и это будет приносить пользу государству, в котором он живет, ради бога, — молиться надо на подобных людей. Еще одна большая и больная для нас тема — упрощение требований к ведению бизнеса.
Павел Ковалев, директор компании из Мстиславского района «Моглеспромонтаж», которая в прошлом году победила в Национальном конкурсе «Предприниматель года» в номинации «Успешный старт» среди предпринимателей Могилевщины.
Александр Лукашенко потребовал активной и результативной работы по созданию единых, простых и понятных правил для бизнеса. В связи с этим распоряжением Президента 13 января 2017 года была создана рабочая группа высокого уровня под руководством Главы Администрации Президента — в то время эту должность занимала Наталья Кочанова. В группу вошли представители ключевых госорганов, обеспечивающих реализацию государственной политики в экономической сфере, а также бизнес-сообществ. На совещании с членами рабочей группы Александр Лукашенко поставил конкретную задачу:
— Давайте будем не мешать, а помогать развиваться малому бизнесу. Нельзя обременять его кучей условных, ненужных требований, каждое из которых — это зацепка для контролера и повод наказать предприятие.
Директор Национального центра законодательства и правовых исследований (НЦЗПИ) Вадим Ипатов работал в составе группы, которая вела работу по оптимизации контрольно-надзорной деятельности. Сегодня он вспоминает: работа над Декретом № 7 и сопутствующим пакетом документов не была какой-то конъюнктурной и сиюминутной необходимостью. Путь к ней был достаточно тернистым и длинным.
— Важно подчеркнуть роль и позицию Президента в построении экономики суверенной Беларуси. Мы все знаем, что после распада СССР все страны бывшего Союза оказались в сложной экономической ситуации. На определенном этапе нашего развития стало ясно, что установленные жесткие правила игры «воспитали» участников экономических отношений и настала необходимость ослабить пресс в части контроля государства за бизнесом, но при этом обеспечить его ответственность перед личностью, обществом и государством. Тем более что со стороны делового сообщества шли сигналы: предприниматели, субъекты хозяйствования поднимали вопросы о сложности и несистемности действующего законодательства, основой которого была в том числе и советская правовая система. То есть было очевидно: нужно ситуацию серьезно менять.
А дальше началась серьезная и напряженная работа: 12 созданным подгруппам в сжатые сроки предстояло подготовить пакет важных системных документов. Планировалось, что они должны были вступить в силу с 1 января 2018 года. Работали, как вспоминает Вадим Ипатов, по всем направлениям и фронтам: помимо критичного анализа действующего на тот момент законодательства, члены рабочей группы активно сотрудничали с предпринимателями, посетили более 100 предприятий из различных сфер экономики по всей стране, изучали международный опыт и работу подобных документов в Эстонии, Польше, Литве.
В прошлом году МСП в основном рос за счет малых организаций и ИП.
Комплексно изучить имеющиеся проблемы помог и сбор предложений от граждан и организаций в интернете — всего поступило более 200 предложений. В результате в достаточно короткие сроки (6 — 7 месяцев) рабочая группа подготовила пакетным принципом 10 проектов документов, самым главным из которых стал Декрет № 7. Впервые установили общие (единые) требования пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологические требования и требования в области охраны окружающей среды. Все они оказались максимально систематизированы и сокращены. Например, из 586 пунктов правил пожарной безопасности, 7 приложений и 13 таблиц сохранено лишь 62 пункта. А огромный пласт санитарных требований (14 документов, включающих более 1100 пунктов) удалось сократить до 81 пункта.
Документ, определяющий ландшафт
Основные положения Декрета № 7 вступили в силу в самом конце февраля 2018 года. Он уже два года определяет ландшафт нашего предпринимательства. Слово заместителю министра экономики Дмитрию Матусевичу:— Как вы знаете, согласно Декрету №7 у нас действует норма об уведомительном порядке открытия бизнеса: юрлицам и индивидуальным предпринимателям дана возможность начинать свое дело по 19 самым распространенным видам деятельности, просто уведомив исполнительные органы об этом. За время действия этой нормы было начато 12 500 новых бизнесов. В целом в прошлом году количество субъектов МСП выросло на 15 000 — в основном за счет индивидуальных предпринимателей, но также и малых, и средних компаний. На долю малого и среднего бизнеса пришлось больше трети налоговых поступлений в бюджет: 9,2 млрд рублей, это на 6,8 процента больше, чем в 2018-м. Почти половина экспорта товаров (47 процентов) и 43 процента экспорта услуг — это тоже вклад МСП.
К сожалению, констатирует Дмитрий Матусевич, в прошлом году наша страна снизила свою позицию в рейтинге «Ведение бизнеса» Всемирного банка. Сейчас мы на 49-й строчке. В Минэкономики объясняют положение вещей: в основном это обусловлено методологией рейтинга. Эксперты Всемирного банка применяют универсальную методику, которая измеряет бизнес-климат по 10 контрольным параметрам, и, к сожалению, меры нашего «либерализационного пакета» с Декретом № 7 как основным его документом этой методологией оказались не охвачены, хотя и были позитивно восприняты белорусским деловым сообществом.
— Мы и сейчас продолжаем работу по практической реализации тех посылов, которые исходят из духа Декрета № 7, заложены в нем на идеологическом уровне, — продолжает Дмитрий Матусевич. — В прошлом году вступила в силу норма об обязательной оценке регулирующего воздействия разрабатываемого законодательства на бизнес, то есть управленческие решения станут более обоснованными. Президент подписал Указ № 326 «О совершенствовании лицензирования», который определил базовые принципы новой идеологии лицензирования и сократил часть имеющихся процедур. Сейчас началась разработка комплексного акта — закона «О лицензировании». Подготовлены проект решения Президента по совершенствованию административных процедур, осуществляемых в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проект концепции системы поддержки МСП и ряд других решений по поэтапному совершенствованию бизнес-климата. Это задачи на 2020 год и на последующее пятилетие.
konoga@sb.by