Уважаемые члены Совета Республики, приглашенные!
Как справедливо подчеркнул Глава государства в своем выступлении на патриотическом форуме «Мы — беларусы!», «нам не надо рассказывать, как важно жить в мире и согласии, быть единой нацией. Жизнь научила нас».
Мы неизменно осуществляем свою историческую миссию — способствуем мирному сосуществованию всех членов международного сообщества, деэскалации существующих конфликтов, воплощаем в жизнь принцип взаимной поддержки государств в борьбе с вызовами времени.
В этом корень нашего миролюбия и добрососедства, которые являются характерной чертой белорусского народа, определяют политику суверенной Республики Беларусь и приоритеты парламентской деятельности в том числе.Ключевая цель законотворчества — закрепить достигнутое качество суверенитета белорусского государства. Парламентарии продолжили работу по совершенствованию национальной правовой системы, укреплению законности и правопорядка, сохранению социальной стабильности и гражданского согласия.
За период седьмого созыва инструментарий законотворчества существенно усовершенствован. Введен новый формат взаимодействия с исполнительной властью — проведение «правительственных часов». В целях выявления общественного и экспертного мнения положительно зарекомендовали себя проводимые под эгидой Совета Республики рабочие группы, совещания, диалоговые площадки, научно‑практические конференции, форумы, семинары, круглые столы. Экспертный совет стал действенным «правовым фильтром», обеспечивающим всестороннее рассмотрение проектов важнейших нормативных правовых актов.
Одним из приоритетных направлений деятельности Совета Республики всегда остается работа с населением. Не просто потому, что так предусматривают законы и регламент, а потому что это — главное предназначение представительной власти и воплощение самой сути проводимой социальной политики.О работе Совета Республики с обращениями граждан и юридических лиц красноречиво говорят цифры статистики. Уже сейчас членами Совета Республики седьмого созыва рассмотрено свыше 26 тысяч обращений, что на 40 процентов больше, чем за весь прошлый созыв.
Такая широкомасштабная работа с населением позволяет определить наиболее актуальные для регионов проблемы, видеть общие тенденции развития и в итоге — вырабатывать взвешенные и обоснованные решения, направленные на повышение благосостояния конкретных населенных пунктов, районов, областей и страны в целом.
Отрадно, что подходы, инициируемые и практикуемые Советом Республики, сегодня успешно используются государственными органами управления и самоуправления, способствуя кристаллизации основополагающих принципов работы с населением и формированию современных отечественных стандартов в данной области.
Положительный опыт работы с отдельным человеком надо переносить на профессиональные и социальные группы, общество в целом. Вместе мы должны нести в мир истинную философию нашей любимой страны для обычной жизни.В зоне ответственности Совета Республики — формирование эффективной региональной политики и усиление роли органов местного управления, самоуправления в обеспечении социально‑экономического развития регионов. Это один из приоритетов VI Всебелорусского народного собрания и задача, которую ставит Глава нашего государства.
Многие рассматриваемые вопросы находятся на стыке экономики, социальной сферы и региональной политики. И крайне важно всегда удерживать верный баланс, обеспечивающий ключевые принципы политики нашей страны — справедливость, ответственность государства и забота о людях.
Это наглядно демонстрирует работа действующих при Совете Республики Совета по взаимодействию органов местного управления и самоуправления и Экспертно‑консультативного совета. Принятые по результатам их заседаний рекомендации упрощают решение многих насущных проблем, предоставляют местным органам власти дополнительные инструменты в работе с населением, придают импульс региональному развитию.
В ближайшее время нашей стране предстоит пройти серьезный политический экзамен — выборы в Национальное собрание и в местные Советы депутатов — единый день голосования. Наша задача — обстоятельной разъяснительной работой способствовать тому, чтобы в следующий созыв пришли лучшие люди, которые будут готовы решать глобальные задачи в условиях непростой ситуации.
Беларусь осуществляла и будет последовательно продолжать реализацию своего суверенного внешнеполитического курса с учетом интересов собственного народа. Главная задача на текущем историческом этапе — пройти эту смену эпох максимально плавно, опираясь на конструктивные центры силы и геополитических игроков.Хотя многое меняется в мире, наш исторический выбор неизменен. Союзное строительство с братской Россией было, есть и остается ключевым для нашей транспарентной ответственной многовекторной внешней политики.
Возрастающая динамика интеграционного развития объективно требует наращивания темпов и объемов сближения национальных правовых систем. В этой связи сохраняет свою актуальность деятельность Парламентского собрания по разработке модельного законодательства, в том числе с использованием нормативной базы, наработанной другими парламентскими структурами с участием представителей Беларуси и России.
Китай — наш ключевой торгово‑инвестиционный партнер по Азиатскому континенту — играет важную роль в глобальных цепочках стоимости. Продвижение реализации межгосударственных договоренностей с Китайской Народной Республикой об установлении отношений всепогодного и всестороннего стратегического партнерства является одним из приоритетов международной деятельности Совета Республики.
Мы последовательно реализуем курс на углубление интеграционного сотрудничества со странами ЕАЭС, выработку согласованных действий в рамках международных организаций, созданных на постсоветском пространстве.Примером плодотворного межпарламентского сотрудничества служит взаимодействие парламентов Беларуси и Узбекистана. В нашей стране проведено 13‑е заседание Межпарламентской комиссии Национального собрания Республики Беларусь и Национального собрания Республики Армения. Текущий высокий уровень партнерства планируем зафиксировать в ходе предстоящих визитов парламентских делегаций Таджикистана и Кыргызской Республики.
Традиционно конструктивное взаимодействие осуществляется в рамках ПА ОДКБ и МПА СНГ. Члены Совета Республики приняли активное участие в разработке и подготовке модельных законодательных актов и рекомендаций, которые были использованы в работе по совершенствованию законодательства Республики Беларусь. Важным направлением стало участие в мониторинге избирательных процессов в государствах — членах ОДКБ и СНГ.
Республика Беларусь выстраивает свои отношения со всеми странами на принципах открытого и равноправного диалога, без присущего западным неоколониалистам высокомерия и поучений. И за это наша страна пользуется непререкаемым авторитетом и большим уважением, с нами хотят дружить и работать.Развиваются контакты по линии дальней дуги — Азии, Латинской Америки, Африки. Мы участвуем в мероприятиях Межпарламентской ассамблеи православия, Парламентской ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества, Межпарламентской ассамблеи АСЕАН, Латиноамериканского парламента. Впервые в Национальном собрании была сформирована делегация для работы в новой межпарламентской структуре — Движения неприсоединения. Все большую значимость приобретает эффективное взаимодействие с ШОС, БРИКС, Совещанием по мерам доверия в Азии, Африканским союзом.
В рамках формирования круга друзей Беларуси проводилась последовательная работа по установлению контактов с парламентариями ряда европейских государств, представителями политических партий, неправительственных организаций зарубежья.
Мы проводим активную работу, направленную на продвижение белорусских инициатив, демонстрирующих миролюбивую внешнюю политику нашего государства. Настойчиво высказываем свою позицию о неприемлемости конфронтационного информационного и идеологического дискурса и неправомерности применения антибелорусских принудительных мер.За седьмой созыв подготовлено и распространено в качестве официального документа 75‑й сессии Генеральной Ассамблеи ООН обращение к международному сообществу в связи с ситуацией в Беларуси, подписанное 15,5 тысячи депутатов всех уровней и членами Совета Республики. Более 40 заявлений и обращений, принятых Национальным собранием, направлялись в ООН, парламенты зарубежных стран и международные организации. Очевидно, что подлинная многосторонность требует адаптации самой ООН к объективным тенденциям международных отношений.
Вопреки вызовам современности Республика Беларусь еще больше укрепляется в статусе весомого субъекта международных отношений. Наша стратегическая цель неизменна — содействовать выстраиванию цивилизованного диалога во всем мире, созданию атмосферы взаимного доверия, уважения и всеобщего согласия, формированию многополярного, более сбалансированного и справедливого мироустройства.
Самое главное достижение белорусского народа — это то, что в столь рекордно короткие по историческим меркам сроки мы смогли построить свое суверенное государство. Страну для достойного настоящего и благополучного, безопасного, комфортного будущего, страну для народа, для жизни всех и каждого человека. Мирную и созидательную Республику Беларусь.Давайте все вместе сделаем так, чтобы нам — тем, кому доверена судьба современного белорусского государства, не было стыдно ни перед предыдущими, ни перед нынешними поколениями, ни перед теми, кто придет за нами. Для нас дело чести, моральный долг и почетная обязанность — сохранить независимую, сильную и процветающую Республику Беларусь.