Посмотрели, как торгуют на селе, и узнали, охотно ли молодежь идет работать в магазины на колесах
Благодаря автолавкам жители отдаленных деревень имеют возможность купить продукты и товары первой необходимости. Это, если хотите, окно в большой мир, а еще – лишний повод встретиться с соседями и обменяться последними новостями.
Автолавка приезжает дважды в неделю.
С транспортной базы Минского райпо автофургоны разъезжаются по своим маршрутам рано утром – на улице едва начинает светать. Сначала машины направляются на заправку, затем – на загрузку продуктами. Для перевозки пассажиров авто не предусмотрено, поэтому вместе с продавцом Егором Котовым направляемся в магазин за товаром на его легковушке. По пути парень рассказывает, что стать работником автолавки ему довелось по воле случая:
– Еще месяц назад трудился заведующим небольшим сельским магазином в деревне Ельнице Минского района. Все изменилось, когда мне позвонили из потребкооперации и попросили заменить продавца автолавки на время отпуска. Предложение воспринял с энтузиазмом – оно сулило новый и довольно интересный профессиональный опыт.
Егор вспоминает первый рабочий день в магазине на колесах: вернувшись домой, чувствовал себя как после хорошей тренировки в спортзале. Спустя два дня к физическим нагрузкам начал привыкать. Молодежь не стремится работать в автолавке, потому что это тяжелый физический труд, рассуждает парень:
– Как правило, в автолавки устраиваются женщины среднего возраста и крепкого телосложения. А молодые ищут занятие, чтобы сидеть в комфортном офисе и делать что-то за компьютером. К тому же в работе на селе есть своя специфика. Основной контингент покупателей – пожилые люди. Попробуй найди к каждому подход и угоди всем! А деревенские так и вовсе не церемонятся: если что-то не понравится, скажут прямо в лоб. Если начинаешь злиться, это однозначно не твое место.
Покупатели в основном рассчитываются карточкой.
Но и позитивных моментов в такой работе хватает, убежден Егор:
– Пусть иногда и встречаются привередливые покупатели, но в целом они тебя любят. Работу в автолавке можно расценивать как социальную, поскольку на каждом маршруте наберется несколько деревень, где живет одна бабушка. Представьте, что будет, если мы не приедем к ней один-два раза: ей придется очень туго. Еще одно преимущество – то, что работаешь на свежем воздухе. Едешь и любуешься природой – красота.
Автолавка курсирует по определенному маршруту и графику: жители всегда точно знают, в какой день и время приедет магазин. В нем есть минимальный набор продуктов, который должен быть представлен согласно ассортиментному перечню. Продавцы также принимают предварительные заказы, а иногда даже помогают с доставкой товаров, не предусмотренных в ассортименте, объясняет Егор:
– Так, на прошлой неделе привез 30-килограммовый мешок земли. Покупательница осталась довольна. Мой номер телефона есть практически у каждого жителя деревень, которые обслуживаю. Правда, никогда не беспокоят ночью и в выходные дни.
– А случалось ли, чтобы покупатель в последний момент отказался от заказа? – интересуемся.
– Общение между продавцом автолавки и покупателем строится на негласном правиле: один раз обманешь, в следующий – доверия тебе не будет. Поэтому покупатели стараются избегать таких ситуаций.
На телефоне Егора раздается звонок: пожилая сельчанка попросила привезти ей два пакетика желатина. Парень заверил, что обязательно их доставит.
Загружаться товаром приезжаем в магазин в Ельнице (тот самый, где работает Егор): продукты уже подготовлены и дожидаются на складе. Автомагазин оснащен торговым, холодильным и технологическим оборудованием для выкладки и хранения продуктов питания. Прежде чем расставить товар на витрине и в холодильнике, Егор освобождает его от упаковки. Погрузить продукты ему помогает водитель Александр Калугин, который подключается к нашему диалогу:
– Если надо, могу и сумки донести покупателям, хоть доставка до порога у нас не предусмотрена. Ну как ты откажешь бабушке, которая приходит за покупками, опираясь на две тросточки? Зимой бывает сложно: к некоторым деревням по не расчищенным от снега дорогам сложно проехать. Многие из покупателей – одинокие люди, общением не избалованы. Им особенно приятно, если ты поинтересуешься, как у них дела, как самочувствие.
Загрузив товар, отправляемся в путь. Первую остановку делаем в той же деревне, только с другой стороны. Сходить за продуктами местным тяжело – ближайший магазин находится за два километра, преодолеть которые нужно по опасной магистрали. Поэтому дни, когда сюда заворачивает автолавка, местные ждут с нетерпением. Рассчитываются в основном с помощью карты, на которую получают пенсию. Егор, открывая витрину для покупателей, рассказывает:
– Это удобно – не нужно возиться с мелочью на морозе. И исключена вероятность конфликта с покупателями, которые долго считают копейки.
Тем временем перед фургоном выстраивается небольшая очередь. Набор покупок стандартный: хлеб и батон, молоко с пряниками. Пришла и та самая покупательница, которая заказывала желатин:
– Сальцiсон раблю – вось i трэба дабавiць жэлацiну. Ягорушка, i батона мне дай. Ой, толькi рэзанага не нада – не люблю яго, ён крышыцца. Ага, i адзiн пакет смятаны. Калбасы яшчэ троху ёсць, малако я купiла. Ну ўсё, наверна.
Местные жители не скупятся на похвалы в адрес продавца и водителя: знают, что Егор здесь временно, на подмене, а уже всей душой привязались к нему.
derzhanovich@sb.by
«Даже если в деревне останется одна бабушка, мы поедем и к ней». Провели один день с работником автолавки
«Даже если в деревне останется одна бабушка, мы поедем и к ней»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Фото:
Александр КУЛЕВСКИЙ