Читают ли школьники традиционные бумажные издания? Какие авторы и жанры у них в топе? Почему среди старшеклассников считается чуть ли не роскошью выкроить часок на прочтение романа? Стал ли Онегин крашем девчачьих сердец после выхода одноименной экранизации? Ответы на эти и другие вопросы узнали, побывав в библиотеке гимназии № 7 Минска.
28 октября – Международный день школьных библиотек (отмечается в четвертый понедельник октября)
Информации много – как найти нужную?
Перешагнув порог информационно-библиотечного центра (именно такое у него официальное название), мы подумали: не ошиблись ли дверью? В зале компания старшеклассников что-то увлеченно обсуждает за ноутбуком. А как же незыблемое правило «Тишина должна быть в библиотеке»? У заведующей Виктории Королевой на этот счет свое мнение:– Знаете, что роднит нас с библиотеками колледжей и университетов? Мы не только обеспечиваем учебный процесс, выдаем учебники, учебные пособия, но и учим находить нужную информацию. В гимназии многие учащиеся пишут научно-практические работы, и без помощи профессионалов им не обойтись. Почему? Информации в сети много, но, чтобы на нее можно было ссылаться, она должна быть из авторитетных источников. Нет ничего плохого в том, что мы тоже пользуемся интернетом и базами данных. Обращаемся в крупные библиотеки, к которым у нас есть доступ.
Виктории, к примеру, известно немало фишек, которые позволяют оптимизировать поиск в интернете. Им она обучает и детей, и их наставников. В будущем, когда ребята поступят в университеты, эти скилы им очень пригодятся, уверена специалист:
– Библиотекарь сейчас помогает не только найти нужную книжку на полке, но и сориентироваться в виртуальном пространстве.
Два года назад библиотека перешла на электронное обслуживание. Выданную на руки литературу теперь записывают не в бумажный формуляр, как раньше, а вносят на компьютере в программу «Библиограф». Гимназисту только и остается, что предъявить ученический билет, которым он подтверждает свою личность.
И швец, и жнец, и на дуде игрец
В любой крупной библиотеке работники обычно специализируются на каком-то одном направлении: кто-то работает в отделе обслуживания, кто-то в отделе комплектования, а кто-то занимается маркетингом. Школьный библиотекарь – универсал, объясняет Виктория Королева:
– Например, к нам поступили новые книги. Их нужно обработать, внести в каталог. В школе ты и библиограф, и комплектатор, и ивент-менеджер в одном лице. Большой спектр задач – это одновременно сложно и хорошо, потому что не дает тебе зациклиться на чем-то одном.
В старших классах ребята чаще обращаются к дополнительной литературе по предметам
Чтобы увлечь ребят книгой, в гимназии проводят встречи с авторами, презентации книжных новинок и автограф-сессии. Виктория подводит нас к стеллажу и указывает на полку с табличкой «Прикосновение автора». На ней собрана коллекция томиков с автографами белорусских писателей и поэтов. Ярко проходят недели детской книги, для которых библиотекари придумывают конкурсы. Например, предлагают снять рилс о любимых прочитанных книгах. Виктория уверяет, что школьники любят такие задания и охотно в них участвуют:
– Я в профессии много лет. Заметила, что процент читающих и нечитающих детей не сильно меняется из года в год. Всегда были и те и другие. В старших классах ребята, нацеленные на поступление в вуз, меньше читают для души из-за подготовки к ЦЭ/ЦТ, но чаще обращаются к дополнительной литературе по предметам. Изменились способы потребления информации: наше поколение читало книги, потому что альтернативы не было. Зумеры тоже читают, и много. Другое дело – как: кому-то по душе электронная версия издания, закачанная в смартфон или читалку, кому-то нравится слушать аудиоверсию книги, кто-то любит ощущать в руках традиционный бумажный томик. Заметила интересную тенденцию: тинейджеры все чаще интересуются классикой, им важно, чтобы книга была старой. Они с удовольствием берут издания старше 1970-х годов. Им важно ощущать дух времени, или, если хотите, вайб. Знаю, что многие покупают книги в «Букинисте». Отмечается всплеск интереса к определенному произведению после выхода экранизации. Так было с «Онегиным», «Мастером и Маргаритой».
Еще одно предназначение школьной библиотеки – быть своеобразной чилаут-зоной для детей, уверена Виктория:
– К нам приходят школьники, чтобы отдохнуть от учебы и расслабиться. Заглядывают и ребята, освобожденные от уроков физкультуры. В таком случае мы с коллегой говорим им, что в библиотеке можно находиться, только если ты что-то делаешь. Либо тихонько занимаешься, либо вот набор – ремонтируй книжки.
«Сейчас модно быть умным, а значит, и читать»
Старшеклассники, которых мы застаем в библиотеке, пожаловали сюда, чтобы в тишине решить задания олимпиады для турнира юных математиков. Все ребята – из профильного математического класса. Интересно, а дружат ли теоретики чисел с книгой? Лиза Лошкарева отвечает утвердительно:
– Читаю, и довольно часто, нравятся разные жанры. Люблю фантастику, исторические новеллы. Произведения из школьной программы читаю в полном изложении, а не в сокращенном варианте. Из последнего зацепила пьеса «Зацюканы апостал» Андрея Макаенка. А вот мои друзья делятся на две группы: есть те, кто действительно много читает, а есть такие, кто с головой уходит в подготовку к ЦЭ, им пока не до романов. В целом есть ощущение, что читать сейчас – это модно.
Елизавета Лошкарева – частый гость в библиотеке
Игорь Демин соглашается со своей одноклассницей:
– Интересно общаться с людьми, которые много читают. Они могут поддержать разговор на любую тему. Получается, модно быть умным, а чтобы стать таким, нужно много читать. Бумажную книгу я обычно прочитываю быстрее, но с цифровой удобнее, потому что можно читать и ночью, и в транспорте.
Александр Стрельченок поделился с нами лайфхаком, помогающим сосредоточиться на содержании книги и меньше отвлекаться:
– Попробуйте читать книгу и одновременно слушать ее. Проверено на себе: это работает!
derzhanovich@sb.by