Африканский ренессанс обостряет интерес к дальней дуге

Дальняя дуга развития

Конкуренция ведущих экономик мира за включение Африки в орбиту своих интересов обостряется. Что может предложить Беларусь?

Драйвер мирового роста — именно так все чаще характеризуют Африканский континент экономисты. Его роль в системе мировой экономики и международных отношений растет уже полвека. Сегодня Африка является одним из быстрорастущих регионов мира. Совокупный ВВП стран континента в номинальном выражении достиг к началу пандемии 2,4 трлн долларов. Главная причина высоких темпов роста — структурные сдвиги в африканской экономике и демографические факторы: ежегодно рынок труда пополняют до 12 млн молодых людей в трудоспособном возрасте, быстро развивается урбанизация. В долгосрочной перспективе Африку стоит рассматривать как регион с огромным потенциалом роста, консолидации и развития. И потому состоявшийся на этой неделе государственный визит Президента Беларуси в Зимбабве открывает далеко выходящие за рамки двусторонних отношений перспективы.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Африка давно проснулась. Без Африки мир развиваться не может. Без нее не может быть никакого планетарного развития. Поэтому здесь все сильные мира сего: и США, и Китай, и Россия, и Великобритания, весь Европейский союз и так далее. Будущее за Африкой. Это наши друзья. Мы с ними договариваемся во имя наших народов. Мы не идем, как когда‑то шли колониалисты. Мы несем сюда технологии и обучаем здесь им людей, готовим специалистов. Мы идем с миром..

На пресс‑конференции по итогам переговоров с ­Президентом Зимбабве Эммерсоном Мнангагвой, 31 января 2023 года.

Белорусские козыри

Африка сегодня — молодой, динамично развивающийся рынок, континент, на котором находится около трети мировых запасов полезных ископаемых, критически важных для развития современной промышленности и высоких технологий.
По оценкам экспертов, к 2050 году в Африке будет проживать четверть населения мира, а объем потребительского рынка составит 16 трлн долларов.
Иными словами, значение Африки для мировой торговли и инвестиций в обозримом будущем будет только возрастать, а конкуренция ведущих экономик мира за включение континента в орбиту своих интересов — обостряться. На состоявшемся в декабре 2022 года саммите лидеров стран США и Африки Белый дом четко обозначил курс на укрепление позиций американского бизнеса на африканских рынках.

Однако к Западу отношение на этом континенте настороженное. На то, что европейские страны смотрят с превосходством на Африку, веря в исключительность Запада, обратил внимание даже внук бывшего президента Франции генерала Шарля де Голля Пьер де Голль. Он призвал с уважением относиться к культуре и идентичности африканских народов.
И потому у Беларуси — геополитические козыри. Совпадение позиций по большинству актуальных вопросов международной повестки дня, близость подходов по решению задач социально‑экономического развития способствует расширению нашего сотрудничества с африканскими странами во всех областях.
Тем более что наши экономики характеризуются взаимодополняемостью. Например, развитие горнодобывающей промышленности в ряде стран Африки обеспечивает рынок сбыта для продукции белорусского тяжелого машиностроения. В свою очередь, Беларусь сможет получать многие виды сельскохозяйственной продукции тропического происхождения, мясные и морепродукты, редкие полезные ископаемые, а также набираться опыта в освоении месторождений отдельных минералов, необходимых отечественной промышленности. Реализуемые же многими африканскими странами крупные инфраструктурные проекты могут стать потенциальными объектами приложения знаний, технологий и опыта белорусских компаний.

Стратегический смысл африканского вектора

Рассматривая различные аспекты взаимодействия с Африкой, аналитик БИСИ Виталий Романовский отмечает:

— Динамичное развитие белорусско‑африканского многопланового сотрудничества основано на взаимоуважительном диалоге и готовности учитывать национальные приоритеты партнеров. В текущих условиях для Беларуси это очень важно. Многие африканские лидеры демонстрируют готовность проводить самостоятельную политику с опорой на собственные интересы, что закономерно вызывает уважение белорусской стороны.

Виталий Романовский убежден, что за наиболее плотнозаселенными регионами планеты во многом будущее:

— Эти регионы должны развиваться, чтобы обеспечить рост мировой экономики. Соответственно, то меньшинство, которое управляет мировой торговлей, заинтересовано в том, чтобы развитие этих регионов было управляемым.
Вместе с тем страны региона пытаются вырабатывать и собственные стратегии развития. Идет формирование новой системы транспортно‑логистических и финансовых потоков, трансформируется банковская сфера, экономика в целом. Нам необходимо встраиваться.
Аналитик БИСИ упомянул и тему ресурсов. Беларусь заинтересована в том, чтобы эти ресурсы могли быть добыты, переработаны и, возможно, экспортированы при ее участии.

— Отдельно хотелось бы выделить проблему продовольственной безопасности, которая в странах Африканского континента стоит весьма остро, — сказал эксперт. — У нас есть продукция, есть определенные компетенции в сфере технологий высокотехнологичного производства продуктов питания. Продовольственная проблема является одной из основополагающих причин многих конфликтов на континенте. Поэтому взаимодействие с африканскими партнерами в сфере обеспечения продовольственной безопасности является важным направлением, которое открывает для Беларуси большие перспективы.

Большие аппетиты

Зависимость ВПК США от импорта из некоторых стран Тропической (субсахарской) Африки превышает 50 процентов, а по кобальту — 75 процентов. Понимая это, американцы заранее обеспокоились получением беспрепятственного доступа к африканскому сырью. Еще в середине 1990‑х годов при протежировании Вашингтона базирующиеся в США компании American Mineral Fields и Barrick Gold получили контроль над месторождениями колтана и кобальта в Конго. Весьма активны американцы и на рынке углеводородов. Exxon Mobil и Chevron вместе с малайзийской Petronas фактически являются монополистами в сфере добычи нефти в Чаде.

Что же до старых партнеров Африки — бывших колониальных держав, то наиболее показательна Франция. Ее энергетика, завязанная на атомных электростанциях, в большой степени зависит от бесперебойных поставок африканского урана. Крупнейший его экспортер — западноафриканская страна Нигер, в которой фирмы, подконтрольные компании Areva (госкорпорация и лидер атомной промышленности Франции), являются операторами основных месторождений урана в стране. Глубоко укоренились в африканских странах нефте‑ и горнодобывающие мастодонты из Великобритании. По данным за 2016 год, потенциальная стоимость всех африканских недр, контролируемых британскими компаниями, составляла 1,06 трлн долларов, включая 6,6 млрд баррелей нефти и 79,5 млн унций золота.

Еще сто лет назад, в 1923 году, Африканский континент был практически полностью колонизирован.

Редкоземельное изобилие

На днях сразу два издания — Brookings (США) и TFI Global (Индия) — задались вопросом, способна ли Африка заменить Китай в качестве основного поставщика редкоземельных металлов, имеющих решающее значение как для личной, так и для национальной безопасности. Они используются в электронике (компьютеры, телевизоры и смартфоны), в технологиях возобновляемых источников энергии (ветряные турбины, солнечные панели и аккумуляторы для электромобилей), а также в национальной обороне (реактивные двигатели, системы наведения и защиты ракет, спутники, оборудование GPS и т.д.).
В 2021 году мировой спрос на редкоземельные элементы достиг 125 тысяч тонн. Это открывает окно возможностей для целого ряда африканских стран: ЮАР, Мадагаскар, Малави, Кения, Намибия, Мозамбик, Танзания, Замбия и Бурунди располагают значительными запасами неодима, празеодима и диспрозия.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

♦ За 20 лет белорусско‑африканского взаимодействия товарооборот со странами Африки вырос на 390 млн долларов и превысил к 2020 году 550 млн.

♦ Белорусским флагманом на рынке региона выступает Минский тракторный завод. Сельскохозяйственная техника поставляется в Зимбабве, Мозамбик, Кению и ряд других стран, здесь налажено сборочное предприятие белорусских тракторов. В целом Африка имеет большую емкость транспортного рынка, что открывает существенные возможности для наших флагманов машиностроения.

♦ В июне 2017 года в Минске прошел первый белорусско‑африканский форум «Беларусь и Африка: новые горизонты». Второе подобное мероприятие состоялось в мае — июне 2021 года. Тогда для участия в форуме в Беларусь прибыли представители государственных органов, деловых и финансовых кругов из Габона, Египта, Кении, Марокко, Мозамбика, Намибии, Республики Конго, Судана, Танзании, Уганды, Эритреи, Эфиопии и ЮАР.

♦ Ожидается, что в рамках полностью реализованной Африканской континентальной зоны свободной торговли (AfCFTA) совокупные потребительские и деловые расходы в Африке к 2030 году достигнут 6,7 трлн долларов, а к 2050‑му — превысят 16 трлн, что приведет к преобразованию производственно‑сбытовых цепочек.


АФРИКА ЭТО:

♦ 17 % мирового населения;

♦ 30 % мировых полезных ископаемых;

♦ 6 из 10 самых быстрорастущих экономик мира;

♦ самые высокие темпы урбанизации в мире.

В АФРИКЕ СОСРЕДОТОЧЕНО МИРОВЫХ ЗАПАСОВ:

хрома и платины — до 90 %

золота — 40 %

нефти — 12 %

природного газа — 8 %

Кстати, Зимбабве находится на втором месте в мире по количеству месторождений хрома и платины и на пятом — по залежам лития, элемента, из которого производятся батареи для электромобилей.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter