Многие, кто в 2020 году был вовлечен в попытки осуществить блицкриг в Беларуси, рассеивали свое недовольство и ответственность на толпу, выбирая между путчем и цивилизованными способами выражения своей позиции. Но какими бы ни были основные мотивы для тех поступков, они в тот момент служили целям уничтожения нашего государства.
Если представить (теоретически!), что блицкриг удался, это бы навсегда забрало у нас Беларусь, психологически лишило бы многих дома. Едва ли такое содействие нашим врагам сделало бы «протестунов» ближе к остальным белорусам.
Кто‑то из них делал свой выбор совершенно осознанно, кто‑то излишне поддался эмоциям.
Нельзя не учесть, что происходящие тогда в Беларуси беспорядки разворачивались под воздействием методов гибридной войны, цель которых в том числе — влиять на сознание и поведение человека.В этом смысле история каждого «протестуна» сугубо индивидуальна.
Тем не менее за каждым из вовлеченных стоит своя доля ответственности. Уровень отрицания и принятия данного факта связан со степенью психологической зрелости. У инфантильной категории людей всегда полностью виноват кто‑то другой. Им кажется, что совершить дурное их вынудили обстоятельства, и, когда наступает необходимость отвечать за поступки, они начинают пугаться. По возможности избегают ситуаций, где бы с них «спросили». Но на их языке такое положение дел обычно звучит как «не было выбора». Когда тот поистине был.
Каждый сам избирал формы своего поведения, сам решал, остаться или, опасаясь возможных конфликтов с законом, сбежать.
Но как бы многие ни бежали от ответственности, от потребности быть сопричастным родной стране и народу не убежишь никак. Хлебнуть тоску все равно придется. Вопрос только времени.А дальше снова появляется выбор. И если кажется, что его совсем нет, то это, скорее, снова история о неготовности понести ответственность. Иная убежденность — иллюзия.
Беда этих людей в том, что сожаление о сделанном хоть и пришло, но страх отвечать за поступки остался. А душа все равно болит…Да так щемяще и сильно, что наш Президент услышал. Тот самый Президент Лукашенко, от которого уехавшие подобной чуткости, вероятнее всего, никогда и не ждали. Теперь им жить с пониманием, насколько сильно они ошибались, совсем не зная белорусского Батьку.
Вспомните притчу про блудного сына. Тот оставил свой отчий дом в поисках лучшей жизни, а позже осознал, что оказался не прав. Вернулся к отцу, повинился и неожиданно получил прощение.
Понимая тоску наших блудных, Президент (подобно отцу из упомянутой притчи) напомнил, что вообще‑то всегда есть выбор. Есть возможность, раскаявшись, вернуться. Для этих особых случаев он поручил разработать специальный законопроект, который давал бы возможность выслушать и помиловать. Ведь среди «протестунов» были и те, кто ошибся, кто сожалеет.
Теперь выбор снова за каждым, кто тогда оступился: инфантильно и молча страдать или же начать говорить, каяться. Президент, со своей стороны, готов слышать, не затаивая никаких обид.
Символично и поучительно поступки Президента звучат в преддверии молодого праздника — Дня народного единства. Конфликты отдаляют нас, так уж бывает. Однако в случае, если одна из сторон искренне сожалеет, всегда должен быть тот, кто мудрее. Кто переступит через бездумное желание мстить, кто способен не только вдохновляюще говорить о единстве белорусского народа, но и сделает шаг на сближение. Лишь при этом условии разобщенные смогут заново воссоединиться. А Президент уж наверняка проследит, чтобы все произошло по принципам справедливости.