Отечность, лихорадка, повышение давления — у пациента после трансплантации почки эти признаки часто указывают вовсе не на простуду. Обычно так «несговорчивая» иммунная система реципиента категорично заявляет, что не принимает чужой орган. И остановить начавшееся отторжение невозможно. Поэтому специалисты делают все, чтобы предупредить гибель трансплантированного донорского органа. Трансплантация донорских стволовых клеток — один из эффективных методов, который применяют в Минском научно-практическом центре хирургии, трансплантологии и гематологии для «выключения» агрессивно настроенного против трансплантата иммунитета. Корреспондент «Р» узнала о том, как применяют мезенхимальные стволовые клетки в трансплантологии.
Клетки помогают
Реальность, увы, такова: легко приживается только донорский орган, пересаженный пациенту от однояйцевого близнеца. В остальных случаях иммунная система будет в разной степени сопротивляться неродным почке, печени, сердцу или другому трансплантату.
Иммуносупрессанты, которые назначают больным после пересадки, угнетают иммунитет, чтобы он не активизировал процесс отторжения. Некоторым пациентам требуются большие дозы этих препаратов. Такая терапия сопровождается побочными эффектами.
Как оказалось, высокой способностью угнетать иммунитет обладают донорские мезенхимальные стволовые клетки. В некоторых случаях эта технология — единственный эффективный способ предупредить отторжение.
— Если пациенту выполняется трансплантация органа — печени, почки, поджелудочной железы, то после операции ему необходимо пожизненно принимать препараты, предотвращающие отторжение пересаженного органа. Иммуносупрессанты, как и любые лекарства, обладают рядом побочных эффектов, — рассказывает заведующий отделом трансплантологии Минского научно-практического центра хирургии, гематологии и трансплантологии, врач-трансплантолог Сергей Коротков. — Использование мезенхимальных стволовых клеток при трансплантации дает возможность заместить иммуносупрессивный эффект стандартных протокольных препаратов и таким образом снизить их побочные эффекты. Существуют различные схемы применения иммуносупрессивной терапии. Это поддерживающая иммуносупрессия, которую пациент принимает после операции. Или индукция, когда во время пересадки больной получает сразу большую дозу иммуносупрессантов, чтобы после трансплантации в ранние сроки у него не развился криз отторжения. С течением времени происходит адаптация иммунной системы реципиента к аллоантигенам пересаженного органа. На этом этапе иммуносупрессивный статус поддерживается меньшими дозами иммуносупрессантов, чем в раннем послеоперационном периоде.
Во время мультиорганного забора у донора эксплантируют и жировую ткань. Из нее в лаборатории клеточных биотехнологий МНПЦ хирургии, трансплантологии и гематологии, оснащенной самым современным оборудованием, выделяют мезенхимальные стволовые клетки, культивируют их, а затем вводят клеточный продукт при пересадке органов или в различные сроки после операции.
— Как показывают исследования нашего центра, побочные эффекты от введения стволовых клеток отсутствуют, — обращает внимание Сергей Владимирович. — Благодаря клеточной технологии мы можем уменьшить дозу стандартных иммуносупрессантов. При этом у пациента после пересадки на фоне введения клеточного продукта поддерживается хороший иммуносупрессивный статус, что позволяет избежать отторжения трансплантированного органа. Хорошая функция трансплантата сохраняется длительно. Качество жизни реципиента улучшается.
Новые методы
Следует сказать, что случаи, когда донорские клетки не забирают, тоже бывают. К примеру, если у донора пониженный статус питания и жировой ткани в достаточном для забора количестве нет.
— Выходит, трансплантировать донорские мезенхимальные стволовые клетки всем реципиентам не получается?
— Не всегда есть и необходимость их применять, — говорит Сергей Коротков. — Если у реципиента нет сопутствующей патологии, которая может усугубиться побочными эффектами от иммуносупрессантов, если его иммунная система неагрессивно реагирует на трансплантируемые ткани, тогда ему необходима невысокая доза иммуносупрессии.
По данным литературы, порядка 20 процентов человек после трансплантации печени через 10 лет после операции могут не принимать либо принимать в очень низких количествах иммуносупрессию. Они генетически иммунотолерантны. Это значит, что их иммунная система неагрессивна или вообще не реагирует на аллоантигены трансплантированных органов. Печень — один из благородных органов в плане иммунологической толерантности.
— Как хранятся неиспользованные при пересадке донорские стволовые клетки и где их можно применять еще?
— Культуру стволовых клеток, полученную из донорской жировой ткани, можно использовать непосредственно сразу после завершения этапа подготовки либо при отсутствии реципиента провести ее криоконсервацию и хранение по специальной технологии, — объясняет трансплантолог.
— Стволовые клетки в трансплантологии у нас используют с 2014 года. Как метод усовершенствовали за это время?
— В нашем центре наряду с уже рутинным использованием клеточного продукта продолжается разработка в рамках научно-исследовательских госпрограмм новых подходов к ведению пациентов после операции с использованием стволовых клеток, направленных на улучшение и увеличение сроков функционирования трансплантированных органов и, соответственно, увеличение продолжительности жизни наших пациентов после трансплантации. Приведу пример. Это применение стволовых клеток при стероидрезистентном отторжении. При таком состоянии трансплантат не реагирует на самый мощный иммуносупрессант — глюкокортикостероиды. Стволовые клетки в этом случае при их использовании по специальной методике — единственный спасительный метод лечения для пациента.