Персональная ответственность
Масочный режим в Минске ввели еще в ноябре прошлого года. Прилежности пассажиров хватило только на пару месяцев. И большая часть перестала соблюдать его в транспорте. Штрафы получали только юрлица-перевозчики (по статье 17.5 КоАП), и только при повторных и грубых нарушениях (до 30 базовых величин). В подавляющем большинстве это владельцы маршрутных такси. За сентябрь Минский городской центр гигиены и эпидемиологии выдал 14 рекомендаций и оштрафовал 16 перевозчиков.Водители маршруток вправе не пускать в салон пассажиров без масок, которые по факту подставляют их своим безответственным отношением. Попробовали так делать. Естественно, на водителей обрушился шквал недовольства пассажиров, а это удар по бизнесу.
В любом транспорте можно найти информирование о масочном режиме. Это видеогид, бегущая строка, речевой информатор или информационные наклейки. И то, что пассажир без маски, теперь исключительно на его совести. Ответственность за несоблюдение масочного режима возложена на самих граждан. Пока за нарушения не штрафуют, а только дают советы.
Безопасный маршрут
Остановка общественного транспорта на площади Якуба Коласа. Здесь всегда интенсивный пассажиропоток — проспект Независимости, станция метро, трамвайный маршрут. Работаем вместе с заведующей отделением гигиены труда Минского городского центра гигиены и эпидемиологии Зоей Осос и старшим ревизором автомобильного транспорта ГП «Столичный транспорт и связь» Валентиной Криной. Центр гигиены и эпидемиологии и его районные филиалы проводят мониторинги каждую неделю. А ГП «Столичный транспорт и связь» и вовсе устраивает по несколько рейдов в неделю. Главная их цель — донести пассажирам, насколько важно носить средства индивидуальной защиты.На остановку подъезжает маршрутка. Заходим в салон. Два человека без масок. Один, мужчина средних лет, без лишних споров достал ее из кармана и натянул по самые глаза. Вот так бы сразу и сделал, позаботился о своем здоровье и окружающих.
Второй — молодой парень, маски с собой нет.
— Она все равно не защищает, — пытается оправдаться.
Водители маршруток вправе не пускать в салон пассажиров без масок, которые подставляют их своим безответственным отношением.
В следующей маршрутке водитель и один пассажир без масок, еще у одного она еле-еле висит на подбородке. Мы попросили его надеть маску правильно. Водитель свою вину признает и сетует:
— Физически не могу уследить за всеми пассажирами. Мне нужно смотреть на дорогу.
Сложнее проверять масочный режим в городском общественном транспорте. В разгар рабочего дня транспорт заполнен. Кабины автобусов, троллейбусов и трамваев отделены от салона, водители могут ездить без маски и надевать ее обязаны, только когда продают билеты. У них нет времени на контроль масочного режима в салоне. Поэтому теперь почти 300 контролеров следят за тем, чтобы граждане носили маски для защиты органов дыхания в городском пассажирском транспорте. Контролеры имеют право сделать пассажиру замечание и попросить надеть маску, в случае отказа — предложат нарушителю покинуть салон.
В вагоне метро
В Минском метрополитене инспекторы службы безопасности проводят внезапные рейды по соблюдению масочного режима.В Минском метрополитене инспекторы службы безопасности проводят внезапные рейды по соблюдению масочного режима.
— Проводим рейды, в том числе внезапные, на входах, проходим по вестибюлям, станциям, платформам, проезжаем в поездах, — уточнил пресс-секретарь Минского метрополитена Андрей Дроб. — В рейдах участвуют наиболее ответственные и опытные сотрудники. Они настоятельно рекомендуют пассажирам воспользоваться маской.
Инспекторы службы безопасности у турникетов, как и прежде, советуют пассажирам надевать маски и носить их правильно, чтобы повязка полностью закрывала органы дыхания. В метро сейчас единицы без масок, и в основном это молодые люди. Теперь пассажиры не торопятся снимать их даже после выхода из вагона.
Рейд показал: пассажиры ответственно соблюдают обязательный масочный режим в транспорте. Буквально неделю назад половина из них ездила без масок и не переживала насчет распространения коронавирусной инфекции. Только единицы продолжают быть белыми воронами, наплевательски относятся к своему здоровью и здоровью других людей. Так, в десяти проверенных маршрутных такси мы встретили только восемь пассажиров без масок. А в 15 автобусах, бегло окинув взглядом салон, не более двух десятков человек. В метро и вовсе поразительный результат: пассажиры резко исправились, найти человека без маски — это еще нужно постараться. Благоразумие берет верх над беспечностью.
Проверять масочный режим в городском метрополитене — задача непростая.
ikras@sb.by