На улицах заметно выросло число электросамокатов, моноколес, сегвеев, гироскутеров и других средств персональной мобильности. Их владельцы рассекают по велодорожкам, тротуарам, обочинам и даже проезжей части, вызывая порой негодование у пешеходов и автомобилистов. Иногда такие поездки заканчиваются авариями.
В связи с этим Госавтоинспекция Министерства внутренних дел предложило внести изменения в Правила дорожного движения. О том, где можно будет кататься на средствах индивидуальной мобильности и с какой скоростью, «Знаменке» рассказал заместитель начальника главного управления ГАИ МВД Александр Занимон.
– Александр Яковлевич, какие изменения планируется внести в ПДД?
– Действующим законодательством пользователи индивидуальных колесных средств передвижения на электротяге в отдельную категорию участников дорожного движения не выделены. Поэтому мы дадим четкие определения транспортным средствам, передвигающимся с помощью электродвигателя (электромобилям, электровелосипедам, электроскутерам), а также другим приспособлениям, получившим широкое распространение, – электросамокатам, моноколесам, сегвеям, гироскутерам… Последнюю категорию планируется отнести к пешеходам. Но при этом передвигаться на средствах персональной мобильности можно будет только по велосипедным дорожкам, а при их отсутствии – по тротуарам, пешеходным дорожкам или обочинам, не создавая препятствий другим участникам дорожного движения.
– Некоторые любители электросамокатов несутся по тротуарам с бешеной скоростью. Пешеходы жалуются, что ходить по ним стало небезопасно, особенно с маленькими детьми, действия которых не всегда предсказуемы…
– Да, мы знаем об этой проблеме. Поэтому предусмотрели в ПДД еще одно новшество: передвигаться на средствах персональной мобильности можно будет со скоростью не более 25 км/ч.
Специалисты изучили европейский опыт и пришли к выводу, что в большинстве стран действуют похожие ограничения. Но самый лучший контроль – самоконтроль. Профессионалы, которые давно передвигаются на электросамокатах и моноколесах, говорят, что 20–25 км/ч вполне достаточно для безопасного передвижения по городу.
– Обязан ли владелец средства персональной мобильности обозначить себя в темное время суток?
– В ПДД мы предусмотрели и этот пункт. Спереди у транспортного средства должен быть фонарь белого цвета, сзади – красного. Таким образом участник дорожного движения станет более заметным в темноте. Плюс мы рекомендуем использовать при передвижении шлемы. Но пока эта норма не носит обязательного характера. Однако нередко случается, что человек наезжает на какой-то предмет на тротуаре или по каким-то причинам теряет равновесие и получает травмы при падении, в том числе тяжелые. Кроме того, для участия в дорожном движении устройства должны иметь исправную тормозную систему и рулевое управление при его наличии. Еще один важный пункт – ездить на них в состоянии опьянения категорически запрещено.
– Будут ли какие-то ограничения по возрасту?
– Передвигаться на средствах персональной мобильности по дорогам общего пользования можно будет с 14 лет, а вот кататься во дворах и жилых зонах смогут все желающие – возрастных ограничений не предусмотрено.
– На днях под колеса машины попал подросток, пересекавший проезжую часть по нерегулируемому пешеходному переходу на электросамокате. Будут ли предъявляться какие-то особые требования при пересечении дороги?
– К сожалению, многие любители средств персональной мобильности тормозят практически на самом пешеходном переходе. В результате неожиданно для других участников дорожного движения оказываются на дороге, автомобили не успевают вовремя остановиться. В новых правилах будет прописано, что перед тем, как выехать на проезжую часть, необходимо заблаговременно снизить скорость и пересекать дорогу со скоростью движения пешеходов, то есть не более 5–8 км/ч.
– Какая ответственность предусмотрена за нарушение правил?
– Законодательство уже содержит достаточно норм, позволяющих привлечь к ответственности нарушителей. Задача нововведений, которые войдут в Правила дорожного движения, – упорядочить движение средств персональной мобильности и свести к минимуму количество дорожно-транспортных происшествий. Перед нами не стоит задача наказать как можно больше людей. Когда мы инициировали изменения в ПДД, активно работали с представителями сообществ средств индивидуальной мобильности, поэтому те формулировки, которые появятся, призваны сохранить как можно больше жизней на дороге. Надеемся, уже следующий летний сезон мы встретим с новыми правилами.
СКАЗАНО
Игорь Сущенко, инструктор по обучению езде на моноколесе:
– Необходимость внесения изменений в ПДД продиктована временем. Сегодня на улицах достаточно много людей, передвигающихся на самых различных приспособлениях. За последние два сезона я обучил езде на моноколесе более 500 человек. Самому старшему ученику было 73 года, младшему – пять.
Моноколесо или электросамокат – средства повышенной опасности. Передвигаться на них нужно по велодорожкам, пешеходным дорожкам или обочине, но ни в коем случае не по проезжей части. Причем, двигаясь по обочине в темное время суток, желательно надеть светоотражающий жилет, чтобы привлечь внимание проезжающих водителей. Плюс при езде на таких средствах я бы советовал использовать мото- или велошлем, перчатки, наколенники, налокотники. Некоторые надевают моточерепаху, что тоже неплохо. Даже при низкой скорости не нужно пренебрегать элементами защиты – другие участники движения могут врезаться в вас. Но самое главное – будьте внимательны и не отвлекайтесь на гаджеты. Если поблизости дети, сбрасывайте скорость до минимальной, особенно если они двигаются к вам спиной. Действия ребенка предсказать сложно. Да и в целом не стоит разгоняться более 30 км/ч. Мощность в моноколесе и электросамокате нужна прежде всего для того, чтобы вы легко заехали на крутую горку или склон. Хотите кататься быстрее, отправляйтесь на специальную закрытую площадку.
mischenko@sb.by