Нынешнее прочтение — уже пятая редакция балета на сцене в Большом. Зрители увидят романтическое зрелище, пронизанное бережным отношением к классике. Художник-постановщик спектакля — народный художник России Вячеслав Окунев предложил сценографию и костюмы в стиле барокко и строгого классицизма. Смешение стилей оправдано тем, что по сюжету между происходящими событиями проходит сто лет.
А вообще, проезжая сейчас мимо Большого на скромном троллейбусе, чувствую: подкатывают слезы, и это слезы гордости. Как много сделано! И не разбазарено, а приумножено. Тот же Елизарьев и Окунев — это ж гиганты балетной мысли. Их многолетнее творческое сотрудничество достойно отдельных исследований и монографий. Как мастера слышат друг друга все эти годы, сколько вкуса и гармонии в том, что они создают на радость нам!
Все переливы музыки Чайковского до слушателей бережно доносит оркестр театра и дирижер Владимир Оводок. В балете представлены все поколения танцовщиков, в том числе и совсем юные учащиеся Белорусской государственной хореографической гимназии-колледжа. Сцены с их участием вызывают совсем уж сентиментальные чувства: будущее у белорусского балета есть, и это будущее прекрасно.
«Спящая красавица» — настоящая витрина звезд. В ведущих партиях в истории встречи и любви принцессы Авроры и принца Дезире зрители могут увидеть в разных составах звезд балетной труппы Большого: Людмилу Хитрову, Олега Еромкина, Марину Вежновец, Ирину Еромкину, Эвена Капитена и других. От фей и всевозможного волшебства тут рябит в глазах. Даже самый прожженный циник может почувствовать себя на показе ребенком. Есть тут и фея Сирени, и злая фея Карабосс. Чем хороша история — нет никакой амбивалентности, дуализма, от которых так устаешь порой в современном искусстве: силы добра и зла предельно очерчены.
Партию принцессы Авроры исполняет Людмила Хитрова.
В могучих руках худрука Большого Валентина Елизарьева величественный триптих Петра Ильича Чайковского — «Лебединое озеро», «Щелкунчик» и «Спящая красавица» — задышал с новой силой. Не каждый театр может позволить себе такой размах. Авторы спектакля не ставили перед собой неблагодарную задачу «сказать новое слово» или, упаси бог, «осовременить». Наоборот, Елизарьев решил донести до зрителей главную мысль балетного текста Мариуса Петипа и музыкальной партитуры Чайковского, которую, конечно же, неизбежно сократил. Нет здесь, по признанию хореографа, и стилизации. Есть лишь предельная вера в предлагаемые Петипа и Чайковским обстоятельства. Благодаря этой вере сказка стала былью.
Сердце у зрителя действительно замирает при виде такой красоты. Отточенность жестов и движений, сила и размах художественного замысла, весь блеск имперского жанра. Подумалось еще вот о чем: на каком же прочном классическом фундаменте стоит наше искусство, из этого источника можно черпать бесконечно. И даже не надо стряхивать пресловутую «пыль», потому что никакой пыли там нет, а есть только золотая пыльца веков. И встающие за ней тени классиков, к которым на этот раз, впрочем, как и всегда, когда в дело вступает Елизарьев, отнеслись с должным уважением и почтением.
На эту «Спящую красавицу» можно приходить как в музей — музей мирового искусства, чтобы видеть и понимать, из чего состоит и строится искусство балета.Спектакль подойдет как в качестве первого знакомства с классическим танцем, так и станет бальзамом на души знатоков, уставших от экспериментов, дерганий и хаоса современной хореографии, сегодня зашедшей в явственный тупик как по техническим решениям, так и по исполнительскому мастерству. Трепыхаются отдельные труппы, но того куража, который был у contemporary dance лет десять назад, уже нет. Наверное, «нефть» в этом месте уже закончилась. Покайтесь, экспериментаторы! Немедленно возьмите ноги в руки и идите на «Спящую красавицу» в Большой, если еще не очерствели душой окончательно. Если еще способны восхититься вечными ценностями и бриллиантовым дымом прошедших эпох.
Добрый зритель в девятом ряду.