НЕ в каждой деревне экономически оправдано содержание магазина. Но даже если на всю округу будет один житель, он не должен чувствовать себя в чем-то ущемленным. Такое золотое правило прежде всего у главного партнера сельчан — кооперативной торговли. Покупателю нужны свежие продукты, товары повседневного спроса и более дорогие — бытовая техника, мебель. И по ценам, не превышающим городские. Ему также важен ассортимент на выбор.
Журналисты «Сельской газеты» выясняли, насколько выездная торговля, и не только Белкоопсоюза, соответствует запросам сельчан, чего не хватает на прилавке автолавки.
БРЕСТЧИНА
Горячий хлеб с доставкой к сельскому порогу
ДОВОЛЬНЫ ли жители малых деревень и хуторов уровнем сервиса, который им предлагают автолавки потребкооперации? Как относятся ее руководители к претензиям сельчан?
Чтобы выяснить это, корреспондент «Сельской газеты» выехал на маршрут вместе с автомобилем выездной торговли Ивацевичского райпо.
ЗА рулем машины Александр Волчек, за прилавком Галина Вовна. В торговом отсеке несколько холодильных установок для молочных продуктов, мяса и товаров глубокой заморозки. Свободного места нет, потому что изначально эти машины были рассчитаны на куда меньший ассортимент. Но время идет, и вместе с ним меняются потребности людей. Спрашиваю: а где здесь обычно лежат комбикорма и другие вещи, которые сельчане заказывают дополнительно.
— На такие случаи у нас есть другой транспорт — он развозит промышленные товары сразу за нами. Ну а если вещь тяжелая, то водитель обязательно отнесет ее к порогу сельчанина, — вводит в ситуацию Галина.
Продавец Ивацевичского райпо Галина ВОВНА
Нам предстоит объехать 8 деревень, это примерно 100 километров в пути. В некоторых будем останавливаться дважды, потому что они достаточно длинные: все, как видим, сделано для удобства сельчан. По этой же причине установлен терминал для безналичной оплаты. Им, как говорит продавец, пользуются практически постоянно.
ВЪЕЗЖАЕМ с мощным звуковым сопровождением в деревню Кушнеры. Через 5 минут к машине подтягиваются покупатели: Мария Федосик первая в очереди, закупается по своему стандартному списку: яйца, молоко и батон. Замечаю, что хлеб еще теплый:
— А мы уже привыкли, что его привозят прямо с завода, — говорит сельчанка. — Даже есть проблема: зачерствевшего для курочек не достать. Галя избаловала нас.
Среди покупателей и Раиса Денисова. Она рассказывает, что раньше в Кушнерах был свой магазин, но его закрыли:
— Мы, конечно, обижались сначала на райпо, но их тоже понять можно — в деревне все меньше и меньше людей. А к автолавке претензий нет: ассортимент хороший, если чего-то нет, то позвоню продавщице и закажу. Мне регулярно подвозят комбикорма, моющие средства.
Раиса Сергеевна добавляет, что в деревню можно заказать продукты и из «Евроопта», но не меньше чем на 35 рублей. Здесь на такие деньги никто сразу не покупает, поэтому ждут автолавку райпо.
Едем дальше, интересуюсь у Галины, что обычно берут в маленьких деревнях:
— В основном стандартный набор из яиц, хлеба, молока и колбасы. Иногда покупают рыбу и средства гигиены. В качестве дополнительного заказа чаще всего просят комбикорма и удобрения, стройматериалы для дома. Перед праздниками начинаю развозить достаточно дорогое мясо, красную рыбу, икру и другие деликатесы.
В ДЕРЕВНЕ Сторожовщина, а здесь 58 штатных жителей, главная местная проблема не в ассортименте автолавки, а в том, что нет крытого навеса и скамейки на ее остановке. За оборудование мест выездной торговли уже более десяти лет отвечают сельсоветы, но здесь, похоже, руки не доходят. Председатель Квасевичского сельсовета Сергей Пивень хоть в должности всего ничего, проблему знает. Говорит, в ближайшее время сделают хороший крытый навес и нормальную скамейку.
К автолавке подходит Мария Гаврущик. Ей 80 лет. Живет одна и три раза в неделю обязательно ходит за продуктами. Однажды, вспоминает она, немного припозднилась — и машина уехала. Пенсионерка не растерялась и сообщила о своей проблеме на «горячую» линию райпо: через 10 минут продавец позвонила в дверь — принесла хлеб.
В Сторожовщине, так же, как и в Кушнерах, наторговали чуть больше 50 рублей:
— Зимой еще меньше получается, — рассказывает продавец автолавки, — потому что многих пенсионеров дети забирают к себе в города. А летом, когда начинается активный дачный сезон, выручка, наоборот, растет.
Хороший сервис, отмечает продавец, люди ценят и любят, поэтому о конфликтных ситуациях речи не идет. Иногда даже звонят на «горячую» линию, благодарят того или иного продавца.
После Саковцев заехали еще в пять деревень. Примечательно, что на маршруте ни один человек не сказал плохого слова в наш адрес. Галина Вовна подводит итоги поездки:
— Главное — быть другом для каждого покупателя. Именно этого, как мне кажется, не хватает сейчас в обычных городских магазинах.
КОММЕНТАРИЙ
Тамара ВОРОБЕЙ, председатель Ивацевичского райпо:
— В районе 107 деревень, в большей части малых уже нет магазинов, поэтому туда ездят автолавки. Регулярно по своим маршрутам выезжают 6 автомобилей, 4 из них мы переоборудовали своими силами. Говорить о каких-либо сверхдоходах от выездной торговли не приходится: средний товарооборот каждой машины за апрель составляет 15 тысяч рублей, а с начала года — 13,6 тысячи.
Никита АВРАМЕНКО, «СГ»
avramenko@sb.by
Фото автора
ГОМЕЛЬЩИНА
Даже если будет один покупатель
В ДЕРЕВНЕ Редька Мозырского района живут одни пенсионеры, да летом еще дачники приезжают из райцентра. Однако автолавка райпо сюда приезжает исправно 3 раза в неделю.
В ПАКЕТЕ у пенсионерки Екатерины Салтыковой сегодня только хлеб и молоко.
— Надо до пенсии экономить, — говорит Екатерина Кирилловна. – А к автолавке никаких претензий, есть все и свежее. А если чего-то нет, продавец запишет и привезет.
Пенсионерка вспоминает, что в Редьке, затерявшейся в лесу, магазина никогда не было. Даже когда молодая была и растила пятерых детей, за продуктами все ходили в соседнюю деревню Прудок, что в двух километрах. А сейчас хорошо — можно и торт заказать, а если надо, и холодильник привезут.
Жители всегда знают, когда в следующий раз приедет магазин на колесах. Расписание его работы размещено на стоянке, где останавливается машина. Одно не устраивает пенсионерку – цены здесь несколько выше, чем в том же мозырском «Евроопте».
Многие жители области уже могут заказать через интернет еду и промтовары с бесплатной доставкой на дом. На первый взгляд удобно, но прагматики-крестьяне осторожничают. Во-первых, говорили мне, заказать надо на определенную сумму, которую не все пенсионеры могут себе позволить. А во-вторых, если не устраивает качество, как пожилая сельчанка, к примеру, со всем этим разберется.
Жителям деревни Головинцы Гомельского района повезло немного больше. Если раньше на весь населенный пункт, где проживает 1,5 тысячи человек, был только небольшой магазин райпо, то в конце прошлого года сюда пришел «Евроопт».
Есть свой магазин и в деревне Телеши Гомельского района, но местные жители им не очень довольны. Уж больно взвинтили здесь цены, считает неравнодушная сельчанка Светлана Бушева:
— У нас огурцы свежие лежат по рубль 50, а на рынке в Гомеле уже продают по 40 копеек. Хлеб самый дешевый по рубль 30, а в городе по 70 копеек. Никаких акций, никаких скидок. Приходится ездить в Гомель или в Урицкое, чтобы закупиться на неделю.
Единственное, чего добились сельчане, так это то, что по четвергам приезжает в деревню машина птицефабрики «Рассвет», и с нее продают яйцо и полуфабрикаты по ценам производителя. К ней уже с утра очередь выстраивается.
В самой выездной торговле тоже хватает сложностей. В последнее время активизировались конкуренты. Частники, а иногда и нелегалы узнают расписание работы автолавки и наведываются в поселки перед ними, предлагая свои товары. И, кстати, по цене хоть на десять-двадцать копеек ниже магазинных. Бороться с конкурентами магазины потребительской кооперации стараются качеством. Более того, с годами автолавки совершенствуются. Все машины идут с холодильными витринами и платежными терминалами.
В Гомельском облпотребсоюзе рассказали, что магазины на колесах будут работать и в тех населенных пунктах, где живет даже один человек. Пока есть люди, которые ждут хлеб, будут и те, кто его привезет.
Наталья ВАКУЛИЧ, «СГ»
vakulich@sb.by
МОГИЛЕВЩИНА
Летний перегруз грозит санитарными нарушениями
ЛЕТНИЙ сезон для выездной торговли на селе – активная пора. Ведь на деревню к бабушкам и дедушкам приезжают внучата и родственники, а их надо баловать лакомствами. Поэтому автолавки в эту пору загружаются, как говорится, под завязку. Сельчанам требуется больше сладостей, мороженого, колбасных изделий, охлажденных напитков.
ПО словам помощника врача-гигиениста отдела гигиены питания Могилевского зонального центра гигиены и эпидемиологии Илоны Угликовой, первой проблемой выездной мелкорозничной торговли в это время оказывается превышение норм складирования.
— Владельцы автолавок, и в первую очередь райпо, оказываются словно между двух огней. С одной стороны, сельчане просят больше товара, с другой – санитарные службы контролируют нормативы. Мы стараемся гибко подходить к оценке санитарного состояния автомагазинов. А вот наличие стационарного умывальника, так называемого «мойдодыра», — условие обязательное. Безотказно должно работать холодильное оборудование, продавец обязан пользоваться одноразовыми перчатками или в крайнем случае полиэтиленовыми пакетами, чтобы не касаться неупакованных продуктов руками.
Чаще всего при мониторингах встречаются случаи нарушения товарного соседства. Как рассказала врач-гигиенист отделения гигиены питания областного Центра гигиены и эпидемиологии Виктория Маркевич, из 57 выявленных в Могилевской области с начала года нарушений 21 случай — именно недопустимое товарное соседство. Пельмени могут быть рядом с мороженым, колбасные изделия с консервами, продовольственные товары с непродовольственными.
— Правильно складировать большое количество продукции на ограниченной площади автомагазина непросто. Но многие опытные продавцы прекрасно владеют этим искусством. У них отработаны свои методики упаковки товара, складирования. Конечно, когда весной сельчане просят привозить ранние овощи, компактно уложить капусту сумеет не каждый. Но многие искусно справляются с этой проблемой.
Понимая важность выездной торговли, санитарные службы чаще всего дают рекомендации, не прибегая к жестким мерам, а работники торговли в свою очередь тут же их устраняют.
Бывают случаи приостановления выездной торговли. Например, в Могилевском районе местные жители обратились с жалобой на то, что частная автолавка привозит в деревню Севастьяновичи продукцию с истекшим сроком годности. Проверив сигнал, врачи-гигиенисты действительно обнаружили достаточно нарушений, чтобы приостановить выездную торговлю индивидуального предпринимателя.
Исполняющая обязанности заведующей отделением гигиены питания Могилевского зонального ЦГиЭ Екатерина Мельникова, проанализировав данные многочисленных мониторингов, сделала вывод:
— Руку на сердце положа, могу сказать, что выездная торговля в Могилевской области никогда не была «головной болью» санитарных служб. Вопиющие нарушения даже припомнить сложно. Самые опытные и добросовестные специалисты выездной мелкорозничной торговли у нас работают в райпо. Они знакомы с санитарно-гигиеническими требованиями, но при этом всегда идут навстречу сельским жителям. А если уж случается по недосмотру нарушение, тут же оно устраняется.
Диана ГАРАНИНОВА, «СГ»
gardianova@sb.by
Фото автора
Насколько выездная торговля соответствует запросам сельчан
Что на прилавке у автолавки
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.