Генеральный директор Борис Машковцев: Архивы студии просто бесценны.
Как все начиналось
Студия находится в Москве в старом обжитом районе Марфино, рядом с Останкино — это «телевизионное» место, неподалеку телецентр, Останкинская башня. Во дворе дома на улице Королева встретился первый привет из юности: тут расположились фигуры знакомых артистов — Волка, Зайца, Чебурашки... Толпа родственников, как на хорошей свадьбе. А заходишь, и сразу ясно, что хотя ретро тут нежно сберегают, место продвинутое. Все светится, на экранах в фойе крутятся анимационные ролики, стоят другие — модерновые фигуры чебурашек, продают яркие сувениры...Одновременно с нами вваливается большая группа подростков.
— Мне, пожалуйста, Ежика и Лошадь.
Это одна из девочек рядом покупает плошки с картинками из норштейнского «Ежика в тумане». Разговорились. Яна — студентка Театрального художественно-технического колледжа. Привели их с целью не развлечь, а поучить. Признается, что мечтает работать здесь.
Это и понятно, ведь имя «Союзмультфильм» воспринимается почти как синоним слова «мультипликация». Когда-то это была крупнейшая мультстудия не только в СССР, но и во всем мире. Она учреждена в 1936 году, но на самом деле история отечественной анимации старше.
— В кинематографе принято отсчитывать исторические даты с того дня, когда кино было впервые показано, — объясняет Борис Машковцев, генеральный директор «Союзмультфильма». — День рождения у российской мультипликации 8 апреля 1912 года, тогда был показан первый русский мультфильм «Прекрасная Луканида».
Владислав Старевич задействовал в своей «Луканиде» в качестве кукол настоящих жуков, увы, неживых, специальным образом обработанных. Благодаря «Луканиде» Россия считается родиной кукольной анимации. Далее мультипликация в стране развивалась силами энтузиастов. В 20‑е годы, например, аниматоры оживляли агитплакаты. Но вот несколько студий были объединены в одну. Тогда была привнесена американская конвейерная технология: процесс разбит на множество операций.
— Не всем мультипликаторам понравилось, что конвейер потянул за собой и диснеевский стиль, — рассказывает Машковцев. — В анимации технология и стиль очень связаны. Фильмы 36‑го года действительно очень похожи на американскую анимацию тех лет. Но тем не менее тогда сложилась когорта «Союзмультфильма» первого поколения. Безумно талантливая, безумно работоспособная.
Художники с чистыми руками
Заходим в цех, где над новым сериалом трудится несколько десятков человек. Большое общее пространство, ряды компьютерных столов. На время разговора художники сворачивают на мониторах новый материал и открывают кадры из уже выпущенных фильмов: коммерческая тайна...— Я — художник по пропсам, создаю предметы в мультфильмах, — рассказывает художница Анна. На экране кадр: Матроскин стирает коврик. — Ковер я нарисовала, а шевелиться его заставили коллеги.
Заглядываю в другой экран. Тут рисунки, неотличимые от карандашных, но работает Евгений Иванов на планшете. Он — супервайзер анимации, отслеживает ошибки. В мультипликации — с 1995‑го. Изменилось с тех пор все.
— Теперь руки всегда чистые, — улыбается Евгений. — Но мне довелось рисовать на кальке и раскрашивать кисточкой на целлулоиде.
А вот съемка кукольного фильма. В маленькой студии декорации: замок, пруд, небеса. И два причудливых персонажа. Тесно — тут еще практиканты. Помощник режиссера двигает кукол. Фотокамера непрерывно щелкает: чтобы снять секунду движения, нужно 24 снимка. На мониторе — отснятый материал: там кукла подпрыгивает, взмывая под своды замка, ее алый плащ раздувается, она машет письмом, зажатым в крошечном кулаке. Да, компьютерная графика, конечно, вещь, но в этой комнатке — магия.
Свою новейшую историю «Союзмультфильм» отсчитывает с 2017 года, когда пришла команда Юлианы Слащевой, нынешнего председателя совета директоров. Они вдохнули жизнь в умирающую легенду. Сейчас тут трудится порядка 800 человек, в портфеле киностудии 17 сериальных проектов, три из них основаны на фильмах «Золотой коллекции»: «Ну, погоди!», «Простоквашино», «Умка». Генеральный продюсер Юлия Осетинская объясняет, почему выбрали эти фильмы: «Они ведь словно вошли в ДНК нашей страны».
Генпродюссер Юлия Осетинская (справа): «Умка», «Ну, погоди!», «Простоквашино» вошли в ДНК народа.
Студия производит около 33 часов анимации ежегодно. Помимо коммерческих, выпускаются авторские фильмы. Продолжается и журнал «Веселая карусель», запущенный в 1969 году. «Союзмультфильм» работает и в тандемах с другими студиями, создает полнометражные проекты — в этом году выйдет фэнтези «Формула воды». Над столом у Осетинской висят «портреты» нынешних проектов. Какой ее любимый, не признается: «Они мне все как дети». А статистика показывает: самый популярный мультсериал — новое «Простоквашино», идет сразу на восьми телеканалах.
Студия много привлекает специалистов из других городов. Ей важно, чтобы все участники процесса работали — а значит, и учились — по одним стандартам. Поэтому она активно занимается стажировками, ведутся курсы режиссуры, сценарного мастерства. Есть своя детская школа. Есть партнерский факультет с университетом «Синергия». Вместе с колледжем ВГИКа «Союзмультфильм» разработал госстандарт по профессии «аниматор».
— Отрасль развивается быстро, есть предчувствие, что может случиться кадровый голод, — делится Машковцев. — К тому же мы не хотим, чтобы порвалась связь времен, как произошло при переходе от советского «Союзмультфильма» к сегодняшнему, когда между теми, кто работал до 91‑го года, и нынешними сотрудниками — целое поколение провала.
«Большая культурологическая работа»
Лифт спускается в цоколь — идем смотреть архив. Здесь на стеллажах высятся стопки «банок» с пленками.— Пытаясь понять, какое хозяйство принимаем на руки, мы ходили по студии, смотрели, что там есть, — вспоминает Машковцев. — И обнаружили большое собрание, которое бережно хранил архивариус. Мы долго cобирали информацию, чем же в итоге располагаем, — проделали огромный объем чисто культурологической работы.
И они снова готовятся к большой культурологической работе: приступают к реставрации фильмов времен Великой Отечественной и послевоенных лет. Опыт есть — уже восстанавливали ленты из «Золотой коллекции». Сложился свой круг историков-киноведов и реставраторов. Реставрация рисованных мультфильмов и игровых лент сильно различается. Алгоритмы, применяемые для игрового кино, легко переносятся в кукольное: оптика и там и там работает по одним законам. Но в рисованном степень условности картинки так велика, что приходится применять куда больше ручного труда. Часть фильмов ранее была перенесена на аналоговые видеоносители. Сейчас нужно все оцифровать и отреставрировать. Где-то отшелушилась эмульсия, пострадал звук. Будут стараться максимально сохранить авторские художественные элементы: цветность, звучание. Приходится порой использовать несколько первоисточников: где-то лучше сохранился один фрагмент, где-то другой, где-то позитивная копия, где-то негатив.
Три четверти взрослых россиян с удовольствием смотрят мультфильмыВ войну часть студии эвакуировали в Самарканд, часть работников остались в Москве. Снимали не только агитационные ленты, призванные поддержать боевой дух, но и развлекательное кино.
— Мы хотим это кино представить как единое явление, — делится Машковцев. — Пока точного списка фильмов нет. Сейчас заняты изучением, что же это было за кино, в каких жанрах, предпринимаем не просто механическое восстановление, а всестороннее исследование этого периода творчества отечественных мультипликаторов. Такой план.
...Покидая студию, прошли через музей и повидались с теми, кто и впрямь «вошел в наше ДНК»: с Мартышкой и Удавом, Шапокляк и Лариской... Узнали, что снег в мультике «Варежка» закреплен лаком для волос, а улыбочка Шапокляк наклеенная и ее легко поменять на кислое выражение. У крыльца посидели на скамейке с Зайцем, попросили автограф. Сделали селфи и вышли за ворота в обычный мир.
Екатерина Пряхина
pryakhina@rg.ru
Фото Романа Щербенкова