Инновационный карьерный самосвал будет примерно наполовину экономичнее дизельной версии.
К середине 2025 года один-два БЕЛАЗа, работающих на водороде вместо традиционного дизельного топлива и выделяющих в атмосферу лишь водяной пар и тепло, должны приступить к добыче угля на местном карьере.
Впервые уникальную инновационную разработку Белорусский автозавод представил осенью 2023 года. Это был тестовый прототип гибридной схемы, сочетающий водородные топливные ячейки и аккумуляторные батареи. Первые обладают небольшим весом, зарядить их можно достаточно быстро даже без специальной инфраструктуры. Не пострадала и исходная грузоподъемность базовой модели самосвала. Оценить сенсационное ноу-хау — а по-другому 130‑тонный тяжеловоз 7513М на водородном топливе и не назовешь — приехали Премьер-министр Беларуси Роман Головченко, вице-премьер Петр Пархомчик, министры. К слову, еще одной инновационной, а значит, и импортозамещающей новинкой, показанной гостям, стал первый в истории предприятия 12‑кубовый карьерный самосвал.
Ожидается, что инновационный карьерный самосвал будет примерно наполовину экономичнее по сравнению с дизельной версией. Хотя не менее важны в глубоком карьере, где, бывает, от пыли и выхлопных газов трудно дышать, и экологические аспекты. Благодаря нулевому выбросу углеводородов коренным образом улучшатся условия работы водителей и другого персонала. БЕЛАЗ в этом смысле мировой лидер, никто из конкурентов ничего подобного не создал, отметил генеральный конструктор предприятия Александр Насковец. В ближайшие несколько лет здесь планируют создать «водородные» самосвалы также грузоподъемностью 90 и 220 — 240 тонн.
Если говорить о предшествующих инновационных новинках ОАО «БЕЛАЗ», то предприятие представило на XII Петербургском международном газовом форуме 90‑тонный карьерный самосвал, работающий на сжиженном природном газе. Он на треть экономичнее и в разы экологичнее дизельного аналога. Партия из десяти машин уже зафрахтована одной из угольных компаний Кузбасса. Там хорошо себя зарекомендовал в ходе испытаний первый образец новинки. Заправки в 1,5 тысячи литров газа хватает на 12 — 14 часов работы.
Белорусский автозавод может производить до 25 таких машин в месяц, так что хватит и другим заказчикам. Недавно, например, самосвалами, работающими на природном газе, заинтересовались представители Амурской области, посетившие завод в Жодино. Выбор есть: белорусская компания способна производить газомоторные карьерные тяжеловозы грузоподъемностью от 30 до 136 тонн.
Конечно же, в ряду уникальной техники БЕЛАЗ и самосвалы-беспилотники. О них «СОЮЗ» уже рассказывал. Вспоминается презентация, проведенная на заводском полигоне. Восемь видеокамер, четыре навигационные и Wi-Fi-антенны, комплекс радаров, позволяющий распознавать объекты, 11 ультразвуковых датчиков, искусственный интеллект — не грузовик, а космический аппарат! По задумке разработчиков, роботизация сделает добычу полезных ископаемых дешевле и эффективнее. Пока контролировать работу самосвала без водителя из своего рода диспетчерской приходится оператору. В непредвиденных ситуациях электронная система сама остановит машину и обратится к нему за помощью. Когда большинство сложных ситуаций будет изучено, оператору останется только наблюдать за процессом.
Первый дистанционно управляемый самосвал был создан несколько лет назад совместно с компаниями из России VIST Robotics и «Цифра». Затем роботизированное трио из двух самовалов-беспилотников и роботизированного экскаватора от российского «Уралмаша» приступило к испытаниям на экспериментальном участке в угольном карьере в Хакасии. Попала подобная техника и в белорусское РУП «Гранит». В итоге создана уникальная школа роботизации карьерной техники, и БЕЛАЗ способен оснастить соответствующим оборудованием практически любое свое изделие.
Сегодня практически вся инновационная техника производится из белорусских и российских комплектующих и материалов.
sob@sb.by