Осень — спокойное время. Можно с удовольствием спрятаться дома с чашкой горячего шоколада, греться у огня и смотреть на туман за окном. Мы любим осень, которая особенно хороша в этом году. Она для нас своеобразный перерыв между трудозатратными сезонами. Летом сложно из-за жары, постоянной потребности животных в большом количестве воды и хорошей тени, из-за множества насекомых и длинного светового дня, за который стараешься многое успеть. Зимой же наступит стойловый период, который мы стараемся оттянуть до последнего — он несет с собой неприятные моменты. И втайне мы, как и многие фермеры-животноводы, надеемся на европейскую зиму, удлиняющую пастбищный сезон. Хоть и понимаем, что в глобальном масштабе она ничего хорошего не даст.
Осень — это еще сбор урожая и подведение итогов сезона. Цыплят ведь по осени считают, как говорится в известной пословице. Цыплят в хозяйстве у нас нет, зато утята из-за длинного лета вывелись несколько раз. Корова дала нам замечательную телочку, овцы — ягнят, а козы — козлят. Кого-то мы продали, кого-то поменяли. Убрали из стада малопродуктивных, приобрели на их место новых перспективных животных. Движение идет, сыры варятся, мы работаем. Однако что-то не работает в параллельной вселенной, к которой мы стараемся не обращаться, так как ответы получаем примерно одинаковые, сводящиеся к слову «нет».
С очередным мы столкнулись, когда на всех животных решили, следуя новым правилам, поставить чипы. Ведь тогда мы нормально сможем сдавать анализы, получать ветеринарный сертификат не только на животное, но и на произведенную продукцию, что открывает новые горизонты. Однако в сельсовете не оказалось ни одного чипа даже на теленка. Не говоря уже о лошадях и мелких парнокопытных. Возникает логичный вопрос: для чего работник сельсовета каждый год собирает информацию о количестве и видах животных в ЛПХ? Почему заранее не предусмотреть и не заказать необходимое количество бирок, ведь теперь их наличие обязательное требование. Наше удивление возросло еще больше, когда ни одного чипа не оказалось и в райцентре. Хотя мы уже ничему не удивляемся.
Осень — это и пора размышлений. В свободное время прикидываешь, как развиваться в следующем сезоне. Сколько надо получить молока и таким образом скорректировать стадо. Планируешь, сколько ягнят родится зимой, сколько птицы надо оставить. Голова постоянно работает и считает. Также считаешь, хватит ли на всех приобретенного сена, уложимся ли до нового урожая по зерну. А параллельно думаешь: на весь район есть только два человека, которые заготавливают грубые корма и могут привезти на дом рулоны с сеном. А если в следующем году они решат больше этим не заниматься? А если вдруг еще что-то случится, где брать корм? Ответы из параллельной вселенной сельхозпредприятий, которые занимают почти всю землю в районе, ожидаемые: заготавливайте сами. Но ведь мы живем в XXI веке. И я глубоко убеждена, что люди должны распределять виды работ. И если мы вдвоем держим животных и делаем сыр, то на вырученные деньги можем купить корм у предприятия, владеющего техникой и рабочей силой. Как и большинство личных подсобных хозяйств, купить уборочную технику себе позволить не можем. Но мы планируем свои нужды, и уже ранней весной готовы дать заявку на необходимое количество кормов. А сельхозпредприятие могло бы на нас и таких, как мы, заработать. Ведь мы же не одни такие энтузиасты. Однако ответ все тот же: «Нет».
Отсюда появляются следующие размышления: если не будет фермеров, которые занимаются кормами, не будет и фермеров, занимающихся животными, не будет и таких популярных сейчас фермерских продуктов. Бабушек, держащих коровок, становится все меньше. Не только потому, что они умирают, но и потому, что дедушкам приходится махать косой, чтобы прокормить ту самую корову. А это неправильно. На их место не приходят молодые люди. Глядя на такую действительность, разделенную на два мира, они не хотят жить, работать на земле и заниматься хозяйством. Захотят ли связывать свои проекты с мелким фермерством инвесторы? По-моему, надо 10 раз подумать.
А ведь на самом деле нет никаких разных вселенных. Мы живем в одном мире, в одной стране. Более того, мы живем в одном районе и с сельхозпредприятиями, которые жалуются на отсутствие денег, и с сельским Советом, который знает, сколько на его территории личных подсобных хозяйств. И ведь есть бухгалтеры, которые могут прикинуть потребность каждого хозяйства в сене, зерне и прочих необходимых вещах, таких элементарных, как бирки и чипы. Те же бухгалтеры могут подсчитать, сколько выручат от продажи только кормов. Мы все могли бы взаимодействовать более эффективно. Были бы инициативы и желание. Ведь это налоги стране, прибыль хозяйствам и меньше людей на бирже труда.
Вот такие размышления приходят по осени. Однако это не просто размышления. В такой реальности мы живем и усердно работаем четвертый год. Мы вырастили хозяйство с нуля до предела, которым можем эффективно управлять и обеспечивать. Как развиваться дальше и развиваться ли, покажут время и обстоятельства.
Всеобщее чипирование сельхозживотных уже обязательно, а чипов ни в сельских Советах, ни в ветучреждениях нет
Чипов в сельсовете и сена в продаже НЕТ
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.