Продукция «Микробора» востребована более чем 650 заводами в России и за рубежом, но Беларусь — особый партнер.
На сверхпрочной основе
«Микробор» — крупнейший производитель режущего инструмента из сверхтвердых композиционных материалов в России. Офис, а с ним и само производство располагаются на площадке особой экономической зоны «Технополис Москва» в Печатниках. Все умещается на трех тысячах квадратных метров. На завод это вообще похоже мало — везде стеклянные стены, за которыми стоят современные станки, идеальная чистота и тишина. На один станок обычно хватает одного сотрудника, причем он часто выполняет скорее операторские функции. Часть стеклянных стен матовые — там идут производственные процессы, которые компания предпочитает никому не показывать. Берегут технологии от копирования.— То, что происходит в цехах, лишь малая часть нашей работы, — объясняет руководитель отдела маркетинга Полина Шульмейстер. — Ей предшествуют долгие научные изыскания, багаж наших собственных научно-технических разработок копился более 20 лет.
Мы производим инструмент, например, из кубического нитрида бора — второго по твердости материала в мире, поликристаллического алмаза и керамики.
Поликристаллический алмаз, как и инструменты из других сверхтвердых материалов, кстати, черного цвета. Созданные из них инструменты могут обрабатывать самые твердые металлы, например сталь и чугун, причем делать это виртуозно и при этом медленно изнашиваться. Хотя выглядят эти инструменты очень скромно. Это своего рода расходники, которые устанавливают в металлообрабатывающие станки в металлургических, машиностроительных, нефтегазовых и других компаниях.
Годовой оборот «Микробора» с ведущими предприятиями Беларуси составляет около 15 миллионов рублейВыпускают на предприятии десятки тысяч таких пластин ежемесячно, причем за последние пять лет объемы выросли в шесть раз.
Недавно компания разработала технологический процесс шлифования, подготовки режущей кромки и нанесения покрытия для металлорежущих пластин из твердого сплава. Благодаря нанесению покрытия инструмент становится значительно более износостойким и твердым, а значит снимать и менять пластины, калибровать станок на производстве придется реже. В результате на работу тратится меньше времени, а из-за повышенной устойчивости сокращаются затраты на покупку инструмента.
Специалисты на вес золота
Только в прошлом году компания установила девять новых станков, однако если раньше их закупали преимущественно в Германии, то после введения санкций переориентировались на Восток — новое оборудование ввозят из Китая, причем отмечают, что по качеству оно ничем не уступает западному.За одним из таких новых станков работает оператор участка шлифования Борис Беккер — 23‑летний модный парень, которого ожидаешь встретить в роли бариста в стильной кофейне, а не за станком с труднопроизносимым названием. Впрочем, быстро выясняется, что Борис тут неслучайно — он параллельно учится в профильном «СТАНКИНе», одном из девяти системообразующих университетов в России.
— Всегда была интересна тема промышленности, вуз я выбирал осознанно, как и эту работу, — коротко объясняет он.
Должность Бориса не просто так называется оператор — на современном станке не столько нужно работать руками, сколько правильно ставить ему задачи и следить за их выполнением. Вместо пульта с несколькими кнопками, как это бывало раньше, здесь целый компьютер с сенсорным экраном.
Поэтому неудивительно, что в «Микроборе» работают чуть меньше ста человек. За ними, кстати, приходится в прямом смысле слова охотиться — специалистов нередко ищут среди сегодняшних студентов, потому что толковых технарей не хватает. Отчасти поэтому и текучка кадров тут небольшая — когда специалистов с трудом находят, их стараются удержать.
Взять новые высоты
«Микробор» сегодня обеспечивает металлорежущим инструментом свыше 650 заводов в России и за рубежом, причем особое место среди партнеров занимает Беларусь — продукцию поставляют на Белорусский автомобильный завод, Минский тракторный завод и другие предприятия. Годовой оборот с республикой составляет около 15 миллионов рублей.— Мы дорожим отношениями с Беларусью, наша продукция может быть полезна в машиностроении, сельском хозяйстве и других отраслях республики, — отмечает Полина Шульмейстер.
Александр Мелешенко
meleshenko@rg.ru