Логишинский дом милосердия в Пинском районе получил лицензию одним из первых.
Ничего нового
«Заберите вашего родственника домой» — такую фразу услышали многие клиенты частных пансионатов накануне 1 октября. При этом за кадром осталось продолжение: «Находиться у нас небезопасно». А ведь люди, доверившие близких бизнесменам, были уверены, что те без проблем получат лицензии. Знали, что с 2022 года работали мониторинговые группы, выдавали предписания на устранение тех или иных недоработок. Получается, не устранили?Многие жаловались на требования сотрудников МЧС. Мол, они тяжеловыполнимые, а сроки сжатые. Но правила установлены давно, нового ничего не появилось. Исчерпывающий перечень требований, в том числе пожарной безопасности и санитарно‑эпидемиологического благополучия, которым должен соответствовать одноквартирный жилой дом, если в нем устроен пансионат, содержит постановление Правительства от 11 июля 2024 года № 490.
Сотрудники МЧС давно видят проблему в функционировании жилых домов, приспособленных для оказания соцуслуг людям — в большинстве с ограниченными физическими возможностями. И вопрос вовсе не надуман. В мае 2020 года произошел пожар в частном хосписе в Московской области России, погибли 11 человек. В Кемерово в декабре 2022 года в доме престарелых погибли 22 человека. Органы пожарного надзора обследовали наши коттеджи, в которых проживали престарелые. Какой сделан вывод? Бизнесмены уделяют недостаточное внимание требованиям пожарной безопасности. В пансионатах не работала пожарная сигнализация либо она вовсе отсутствовала. Не хватало эвакуационных выходов как из этажей, так и из здания в целом, наружное утепление стен коттеджей не соответствовало пожарно‑техническим характеристикам... Вместе с тем работники МЧС на всех этапах оказывают соискателям лицензии консультативную помощь: разъясняют вопросы безопасности, предлагают законные решения для приведения дома в безопасное состояние.
В Минтруда и соцзащиты подтверждают: у частников была возможность устранить явные нарушения, вынесенные при мониторингах. Те, кто конструктивно сотрудничал, уже нашли варианты и создали безопасные условия проживания для постояльцев. Организации, которые получили лицензии в установленные сроки, будут в лидерах и прочно займут свою нишу в этой сфере.
Люди — не «ремонт автотранспорта»
Грубейшие нарушения выявляли с 2022 года и специалисты санитарной службы, которые входили в мониторинговые группы. К примеру, распространение инфекций. У жильцов одного из пансионатов обнаружили чесотку. Это заразная болезнь, которую нужно своевременно лечить, при этом требуется изолировать пациента, обработать белье, матрасы и кровати, рассказывает исполняющий обязанности заместителя главврача Минского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Анжела Галенчик:— В результате поражаются значительные участки кожи, расчесы плохо заживают, особенно когда в анамнезе сахарный диабет. В пансионатах отсутствовали противоэпидемические меры, не разделялись потоки людей. Не придерживались там элементарных правил и в период ковида.
Во время мониторингов возникали вопросы по обеспечению пансионатов безбарьерной средой. Ведь пожилые люди маломобильные, им тяжело без подъемников и пандусов.
Как правило, для частных пансионатов хозяева используют обыкновенные коттеджи, иногда количество жильцов превышает норму. Так бывает, если цель собственников — нажива, а не комфорт подопечных.
— В некоторых пансионатах отсутствовало медсопровождение, не было даже договоров на медобслуживание, — обратила внимание Анжела Галенчик. — Но в каждом таком учреждении живут люди, которые нуждаются в постоянном наблюдении. Что и говорить, даже у сотрудников отсутствовали медсправки.
Также работники не были обучены способам оказания элементарной помощи и ухода за пациентами. Возникли вопросы и по организации питания. В итоге к хозяевам пансионатов накопилось много претензий. Анжела Галенчик добавила, что у некоторых субъектов хозяйствования код налогоплательщика не соответствовал оказываемому виду услуг:
— Где это видано, чтобы код основной деятельности организации был «ремонт и техническое обслуживание автотранспорта» или «ковка металлических изделий», а по факту там проживали люди!
На низком старте
Чтобы узнать из первых уст, как обстоят дела с лицензированием, наши корреспонденты обратились в несколько частных пансионатов. С журналистом руководство, как правило, говорить отказывалось, а вот с родственником пожилого человека, которого хотят определить в пансионат, — всегда пожалуйста. Хорошая новость: места для постояльцев будут, причем скоро. Настроение у владельцев бодрое. В одном из пансионатов, что в Боровлянах, пообещали: постояльцев начнут принимать через месяц, сейчас прилагаются все усилия, чтобы получить лицензию.А в пансионате, размещенном в Воложинском районе на природе, и вовсе ждут документ к концу недели — все предписания выполнены, осталось только получить решение местных властей, уточняет представитель учреждения:
— Как только мы узнали о грядущем лицензировании, сразу переехали из коттеджа в бывшее административное здание, полагая, что оно возводилось с выполнением строительных, санитарных и прочих норм. Так оно и оказалось, разве что они немного устарели с 1960‑х годов. Новые требования мы выполнили достаточно быстро. Пансионат на первоначальном этапе готов принять 40 человек, но есть куда расширяться — до 80 постояльцев.
КСТАТИ
На момент написания статьи лицензию на осуществление деятельности уже имели три частных пансионата. Еще три находились в финальной стадии ее получения.
statkevich@sb.by
basikirskaya@sb.by
nevmer@sb.by