Имя Вячеслава Хоронеко внесено в знаменитую Книгу рекордов Гиннесса. О том, что это не случайность, говорит хотя бы количество этих самых рекордов в той самой книге — их шесть! Все перечислять не станем (не хватит места), но есть и такой: общий поднятый тоннаж: 40 тонн без перерыва — 2500 подъемов за час. Попробуйте перебить это достижение, поднимая вверх руки просто так, без гири, и если у вас получится, можете считать свою физическую форму вполне приличной. Но и это еще не все. Хоронеко есть в книге-энциклопедии «100 великих рекордов человека», знаменитому силачу принадлежит 183 рекорда в экстремальном подъеме отягощений, а еще его имя значится в Книге рекордов России, стран СНГ и Балтии «Диво» — там у него зарегистрировано 120 рекордов. Подъемы гири лежа, стоя, одной рукой и двумя, попеременно и в шпагате... Есть даже такой: двухсуточный подъем бочки! Удивительное дело.
Имя Хоронеко значится в Книге рекордов России, стран СНГ и Балтии «Диво» — там зарегистрировано 120 его рекордов
— Сколько себя помню, всегда хотел быть сильным, — улыбается Вячеслав. — В детстве долго жил в Коми — папа работал там машинистом тепловоза. В суровых условиях этой АССР и началось мое знакомство со спортом: хоккей, лыжи, летом — футбол. Стал подкачиваться: придумывал самодельные гантели и турники, выискивал литературу по атлетизму, которую найти в ту пору было совсем непросто. А основательно спортом увлекся уже после армии, которую отслужил в войсках связи под тогда еще Ленинградом. Дембельнулся и первым делом отправился в зал тяжелой атлетики в Бобруйске, где обосновалась наша семья. Поздновато, конечно, для начала карьеры штангиста, но за два года, к 1985‑му, сумел выполнить норму кандидата в мастера спорта. Занимался бы и дальше, но тренер честно сказал: «Слава, силовая выносливость у тебя есть, ты самолюбивый и трудолюбивый, но в штанге нужна взрывная сила. Это не твое».
— Так в твоей жизни появились гири?
— Да. В те времена как раз пошел в гору гиревой спорт. Наставник предложил попробовать. Помню, на первой тренировке я один стоял в уголочке зала штанги и знакомился с гирями. Буквально с первого подхода выполнил норму кандидата и понял: могу! Вскоре поехал на первый в истории чемпионат БССР в Солигорске и стал там абсолютным чемпионом. А к осени и дебютное первенство СССР подоспело...
Свой очередной рекорд Вячеслав Хоронеко установил совсем недавно — в Минске во время международного фестиваля силовых видов спорта «Стальная рысь» в положении лежа выжал гирю весом 32 кг левой рукой 122 раза за пять минут! В соревнованиях участвовали спортсмены из Беларуси, Казахстана, Израиля и России. Второй этап «Стальной рыси» пройдет в октябре, третий — в декабре. И там нестареющий ни душой, ни телом Вячеслав Васильевич снова постарается заявить о себе, ему года — не беда.
Этим летом рекордсмену исполнилось 63 года, он по-прежнему живчик. И давно уже дедушка.
Нынешним летом рекордсмену исполнилось 63 года, но он по-прежнему живчик. Давно уже дедушка (три внучки и один внук), но форму не теряет и фору может дать любому. Гири в чулан не поставил, даже несмотря на перенесенные операции по замене тазобедренных суставов, — просто стал толкать их из положения лежа, придумав и запатентовав новое упражнение, повсеместно известное ныне как белорусский жим. — Какие из великого сонмища рекордов, которые ты установил, дались особенно тяжело? — спрашиваю у легенды, удивляясь, как вообще можно упомнить обо всех этих достижениях.
— Их два, — чуть задумавшись, отвечает Вячеслав Васильевич и с удовольствием предается воспоминаниям: — Что примечательно, самый короткий и самый длинный. Первый — 52 секунды. Сидя на шпагате... под водой, я 21 раз выжал гирю весом 32 кило. Был на грани кровоизлияния в мозг. Первую попытку сделал — забарахлила камера, не записалось. Тут же пошел на второй заход. Еще чуть-чуть — и мог бы отдать богу душу. Второй — самый длительный официально зарегистрированный силовой рекорд. Я 6160 раз поднял 40‑килограммовую бочку с водой снизу вверх на прямые руки. За двое суток. Отдыхать по регламенту мог лишь пять минут в конце каждого часа днем и 10 минут ночью. 48 часов силового марафона! Я год к нему готовился. Помню, что неоценимую помощь мне в этом оказало Министерство внутренних дел. И сейчас говорю: спасибо огромное! Я был на тот момент майором, преподавал в Академии МВД в Минске, которая и выделила площадку для мероприятия. Колоссальная нагрузка на плечи, спину, локтевые суставы... С каждым часом силы уменьшались, а вес бочки, кажется, рос. Со мной был врач, кандидат медицинских наук, на финише вторых суток он сказал: «Я ничего не гарантирую, Слава, у тебя могут просто выскочить колени...» Но осталось несколько часов, как я мог сдаться? В колени — прямые уколы, замотал их и пошел работать дальше.
Но у Хоронеко в его богатой карьере есть не только полные драматизма истории. Любит он и похохмить, считая юмор, оптимизм и самоиронию неотъемлемыми атрибутами здорового человека.
— Помню в 1987 году первенство Союза проходило в Измайлово, в Москве. Выхожу на помост, а зал, вмещающий пять тысяч, забит под завязку! И все зрители, что бросилось в глаза, разные такие: старики и старушки, много людей среднего возраста, женщин, даже дети! «Ничего себе, — думаю, — как широка аудитория поклонников гирь, как массово прирастает число любителей здорового образа жизни!» Оказалось, гири тут ни при чем: народ собрался на сеанс экстрасенса Кашпировского, который должен был выступать сразу после нас. Но выступать при такой публике все равно было приятно. К тому же гири лечат не хуже Кашпировского. При одном условии: если на них не просто смотреть, а заниматься.
Прощаясь, я, конечно, не мог не задать легенде гиревого спорта Вячеславу Хоронеко самый логичный для его вида спорта вопрос.
— В чем сила, брат?
— Уж точно не в деньгах. Безусловно, в правде. Но и еще. Как говорил Эйнштейн: есть что-то посильнее электричества и атома, это сила духа и воли человека. Сейчас не самые легкие времена, но нужно верить в себя, и мы добьемся всех своих целей. Пока мы едины, мы непобедимы.
s_kanashyts@sb.by