Олег Пожиган на присяге и в командной раздевалке (в центре) после первой победы «Авиатора» в экстралиге.
Подобное практиковалось во времена Советского Союза, когда спортсмены могли отдавать долг Родине, совмещая это с карьерой профессионального спортсмена. Так были созданы существующие и ныне ЦСКА, СКА и множество других «армейских» клубов. Правда, сейчас от старого концепта у них ничего не осталось.
О создании «армейского» клуба в реалиях белорусского хоккея впервые заговорили в прошлом году. Тогда этот вопрос подняли в федерации на совещании с директорами клубов.
— В качестве будущего «армейского» выбрали наш клуб, потому что в Барановичах находится один из крупнейших гарнизонов страны и мы выступали в высшей лиге, где и планировали для начала обкатать механизм, — рассказывет директор «Авиатора» Алексей Кривопуст. — Первопроходцем стал нападающий Илья Морозов, который до призыва играл в жлобинском «Металлурге». С ним все получилось, и мы начали масштабироваться. В тот же сезон к нам пришли проходящие службу Вадим Апанасевич и Егор Шкляревский из «Лиды».
По ходу прошлого хоккейного сезона стало ясно, что такая идея имеет право на жизнь, и уже в середине мая федерация объявила: «Авиатор» примет участие в новом сезоне экстралиги. На этом этапе начались первые трудности, потому что участие в сильнейшем дивизионе страны подразумевает определенные требования к клубам, на выполнение которых в Барановичах было не очень много времени.
— Да, для нас все это внезапно произошло, — подтверждает Алексей Кривопуст. — Благо федерация нам помогла, освободив от заявочного взноса и соблюдения требования о наличии фарм-клуба. Еще нам помогли с закупкой оборудования, нужного для соответствия регламенту. Обмундирование для команды также предоставили. В общем, поддержку нам оказывали и оказывают колоссальную.
На данный момент в ростере у «летчиков» восемь игроков, проходящих срочную военную службу, — почти полноценные два звена, которые, однако, не всегда могут находиться в расположении команды.
— У руководства воинских частей, где служат наши игроки, стоят свои конкретные задачи: все парни, прибывшие к ним, должны овладеть воинскими специальностями и получит соответствующие знания и навыки. Хоккей никак не должен мешать этому. Из этого возникает проблема: не всегда парней отпускают на тренировки или игры. Это оказывает влияние на результаты, — резюмирует директор «Авиатора».
Результаты барановичских хоккеистов пока не вызывают восторга. За 28 матчей «летчики» смогли добыть только две победы. Девять очков и последнее место в таблице «намекают», что у команды не все гладко. По словам главного тренера Александра Полищука, именно «армейский» статус играет в этом ключевую роль:
— Первый раз тренирую команду с такой спецификой. Это интересный опыт, но тяжелый. На предсезонке парни то были, то нет. Системно подготовиться к сезону не получилось. Также есть вопросы по их питанию. У нас профессиональный клуб, и нагрузки у парней соответствующие. Еда у таких спортсменов должна быть не как у обычного человека, а с большим содержанием витаминов и т.п. В частях это обеспечить не могут. Физическая форма у ребят также не находится под контролем. Вот к нам летом пришли четверо. Олег Пожиган и Илья Морозов прибыли в расположение в прекрасном тонусе, а некоторые — с лишним весом. Наверное, это зависит от части, в которой они служат, — не знаю. Иногда парней не отпускают. Эти моменты накладываются на проблему травм, и только в последних матчах мы играли полностью укомплектованным составом — в четыре звена. До этого три еле собирали. К примеру, недавно проходила присяга, и пять игроков не выходили на лед три дня, а потом сразу к игре приехали. Сложно…
А что хоккеисты-военные? Они не скрывают, что очень переживают из-за результатов команды, но при этом искренне благодарны за возможность заниматься хоккеем и не терять год-полтора карьеры. Один из них — защитник Олег Пожиган. Еще в прошлом сезоне он играл за минское «Динамо» в КХЛ, примерял джерси национальной сборной, а сегодня учится отслеживать беспилотники и является одним из лидеров «Авиатора».
— Ошибочно полагать, что наша служба заключается в том, что мы просто играем в хоккей, — рассказывает Олег. — Ночуем мы в части. Утром просыпаемся, водные процедуры, завтрак, выполняем какую-то работу и только потом отправляемся в ледовый. На протяжении всего дня у нас идет тренировочный процесс, а уже вечером нужно вернуться в часть с докладом. Нам не легче, чем простым срочникам, однако это помогает держать себя в игровом тонусе.
Еще один перспективный хоккеист, отдающий долг Родине и играющий за «Авиатор», — голкипер Иван Лущик. В нынешнем сезоне он успел провести три матча за жлобинский «Металлург», но осенью был призван в армию.
— С «волками» есть устная договоренность, что после армии я к ним вернусь, — признается парень. — И очень хорошо, что у меня есть возможность играть и тренироваться, пока я служу. Первые две недели я безвылазно провел в части. Сначала было непривычно, но потом уже с ребятами познакомился и втянулся. Под конец первого месяца нас уже активно к хоккею начали подтягивать. Что может быть лучше такой службы для хоккеиста?
Александр Полищук, провожая нас из ледового дворца в Барановичах, произнес слова, которыми я хочу подытожить этот материал:
— В целом идея очень хорошая. Для молодых и перспективных хоккеистов нужно, чтобы год армии не поставил крест на их профессиональной карьере. Но если хотят достигнуть еще и высоких спортивных результатов, то идею надо доводить до ума.
safiullin@sb.by
Фото из соцсетей