Источник: Знамя юности
Знамя юности

Авария, изменившая жизнь. После страшной катастрофы мотоциклист увлекся фотографией и проводит бесплатные фотосессии

Бывших байкеров не бывает

В выходные байкеры с размахом открыли очередной сезон, но одна из компаний гродненских мотолюбителей отложила празднование на неделю. Обсудить планы и похвастаться новыми мотоаксессуарами они соберутся в субботу. На встречу с друзьями приедет и Эдгар Якобсон, только добираться до места будет не как все: пять лет назад он распрощался с верным товарищем – черным Кawasaki – и сам едва остался жив.

Фотографироваться в инвалидном кресле Эдгар не любит
Увлекаться мототехникой Эдгар стал еще в детстве. Как и многим мальчишкам, ему нравились яркие и быстрые мотоциклы. Первый байк – «Днепр МТ-10» – появился, когда парень учился в школе. Прав на управление у него тогда еще не было, поэтому поездки устраивал у забора дома. В девятом классе Эдгар поступил в училище олимпийского резерва в Гродно, а после его окончания подал документы в вуз – хотел стать учителем физкультуры. Не добрал одного балла на бюджет, на платную форму идти не решился. Трудился на стройке, таксовал, работал в милиции, открыл туристическую фирму и занимался прокатом квадроциклов. Места работы менялись, но увлечение мотоциклами оставалось неизменным:

– После советского «Днепра» появилась японская Honda, потом купил спорт-туриста Кawasaki. Свой первый сезон откатал в 2009 году, тогда мне было чуть за 20.

23 мая 2013 года Эдгар ехал решать рабочие вопросы. В районе автовокзала в Гродно столкнулся с машиной. По правилам проезда перекрестка преимущество было у байкера, но водитель автомобиля не уступил. За секунду до столкновения парень спрыгнул с мотоцикла, последовал удар, и дальше – пустота.

Очнулся спустя 21 день после искусственной комы, в которую медики погрузили Эдгара, чтобы спасти жизнь:

– У меня были повреждены пять позвонков, один полностью раскрошился, сломано шесть ребер, которые проткнули легкие, лопатку и ключицу. Ушибы сердца, почки, селезенки и легкого. Выжил благодаря врачам из Минска, которые примчались на помощь.

Последовала череда операций и курсов реабилитаций. Год назад Эдгар записался в тренажерный зал и личным примером доказывает, что инвалидная коляска – не повод сидеть в четырех стенах. Увлекся фотографией, но денег на фотосессиях не зарабатывает. Бесплатно снимает интересных по типажу людей.

Спустя пять лет после аварии Эдгар не забыл и о любви к мотоциклам, так как убежден, что бывших байкеров, как и музыкантов, не бывает. Создал группу в социальной сети, которая стала площадкой для общения авто- и мотолюбителей:

– Ребята знакомятся, собираются на совместные покатушки, участвуют в играх. Например, в «охоте на лиса». Суть в следующем: среди нескольких автомобилей выбирают «лиса» и клеят на него специальную наклейку. Остальные участники должны выследить машину в городе, сфотографировать ее и выложить в общий чат. Все машины обязаны соблюдать ПДД, при превышении скорости наступает немедленная дисквалификация.

У Эдгара большие планы, которые он пока держит в тайне. Если бы у него была возможность поменять что-то в прошлом, он бы оставил все так, как есть: длинный и сложный путь восстановления сделал его сильнее.

Фото из личного архива Эдгара Якобсона


Есть вопрос: стоит ли ужесточить требования при сдаче на права для мотоциклистов?

Надежда Добриян, Минск, студентка:

– Сдавала экзамен на право управления мотоциклом прошлым летом, поэтому еще свежи воспоминания. На первом занятии в мотошколе ездила стоя, на одной ноге и сидя сбоку на мотоцикле. Эти упражнения помогли прочувствовать технику, понять, как она реагирует на изменение центра тяжести, на движение рук и ног. Было много и других сложных заданий, которые готовили к неожиданным ситуациям на дорогах. Сейчас в курс обучения планируют ввести новые элементы. Но я не уверена, что змейка и умение маневрировать в условиях ограниченного времени кому-то пригодятся в реальной жизни. Нынешнюю программу усложнять не стоит.

Матвей Шерый, агрогородок Илья Вилейского района, фотограф:

– Считаю, что нужно начинать с изменения системы получения прав. Для категории АМ (управление скутером и мопедом объ­емом до 50 см3) достаточно сдать только экзамен по ПДД – это существенный минус, потому что на дорогу выезжают 16-летние подростки, без опыта вождения. После можно повысить категорию до А1, она разрешает управлять легкими мотоциклами, а спустя два года автоматически открывается категория А на мотоциклы с любым объемом. Иногда мотоциклистам мало двух лет, которые они отъездили на технике с малой «кубатурой», и нельзя им разрешать пересаживаться на транспорт мощнее в несколько раз без сдачи экзаменов. Мне кажется, правильнее было бы постепенно открывать категории: сначала на управление мотоциклом до 125 см3, потом 250, спустя время 400 и так далее.

Татьяна Симанович, Браслав, юрист:

– Никогда не слышала историй о том, что кто-то не сдал практическую часть для получения прав на мотоцикл, обычно первая попытка удачная. А вот среди тех, кто учится на категорию В, провалы в городе случаются часто. Когда училась в автошколе, от инструктора узнала, что у будущих мотоциклистов большие проблемы с теорией, а с вождением все в порядке, а у автомобилистов часто бывает наоборот: теорию заучивают, а на дороге ориентируются плохо. Теория в управлении транспортным средством важна не меньше. Поэтому для категории А ужесточать нужно не только сложность практических элементов, но и следить, чтобы уровень знаний был на высоте.

Никита Ермолаев, Гомель, водитель:

– Усложнение процедуры сдачи на права для мотоциклов я одобряю. Важно, чтобы на дорогу выезжали подготовленные водители, в голове у которых нет жажды скорости и драйва. Пускай покорпят пару месяцев над изучением дорожных знаков, запомнят правила пересечения перекрестков и только потом садятся на байки. Среди друзей есть мотолюбители, и мое мнение они разделяют. Рассказывали, что раньше сдать на права на мотоцикл было проще простого, сейчас к этому подходят намного строже.

lavrinovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter