Какой была Олимпиада в Париже сто лет назад и во что превратились Игры сегодня

Былое и думы

История олимпийского движения знает много примеров Игр неоднозначных и даже странных. У каждой Олимпиады была своя история и свои обстоятельства, делавшие ее непохожей на другие, уникальной, исключительной и своеобразной. Случались скандалы, происходили трагедии, имели место несправедливости и казусы. Однако Олимпийские игры — 2024 задолго до старта с лихвой переплюнули всех предшественников, превратившись из спортивных состязаний в политическую возню, став апогеем дискриминации в спорте и полностью поправ все принципы Олимпийской хартии, законы которой некогда считались незыблемыми и почитались в спорте почти как Святое Писание. По сути, олимпийская идея как светлый замысел честной борьбы на спортивных площадках втоптана в грязь. И удастся ли ее оттуда извлечь, а потом отмыть, большой вопрос.

Церемония открытия Олимпийских игр — 1924 в Париже.

Парижу нынче не до Олимпиады и не до спорта в принципе, но Игры все равно состоятся — больше по инерции, чем по зову сердца и велению души. Столица Франции, таким образом, станет первым городом, который примет главные старты четырехлетия в третий раз. Символично, что предыдущие Игры состоялись здесь ровно век назад. Во времена, когда все было другое: и мир, и люди, и спорт. 

Вечное сияние чистого разума

Сто лет назад на Играх в Париже не было ни эстафеты олимпийского огня, ни его торжественного зажжения в чаше главной спортивной арены. Не было еще много чего, включая надутых щек политических деятелей и пафосного самомнения бюрократов от спорта. Зато было много честной, острой борьбы, рекордов и побед. Олимпийское движение на Олимпиаде-1924 только начинало свой бег в новой эре, было свежо, молодо и невероятно перспективно.



Париж имеет к олимпийскому движению самое прямое отношение. Прежде всего благодаря культовой фигуре Пьера де Кубертена, усилиями которого Игры возродились и перекочевали из Античности в набиравшую свой индустриальный ход современность. 23 июня 1894 года именно в Париже состоялся первый международный конгресс Международного олимпийского комитета. В числе обсуждаемых вопросов был и выбор места проведения I Олимпийских игр. Де Кубертен предложил провести их в своем родном Париже в 1900 году и приурочить к запланированной на то же время Всемирной выставке. Однако делегаты, проявив нетерпение, решили, что шестилетнее ожидание Игр может пагубно сказаться на интересе к ним, и проголосовали за ускорение процесса: I Игры современности, таким образом, прописались в Афинах (что тоже очень символично) и прошли в 1896 году. Париж их принял в 1900-м, а в 1924-м стал первым городом, где Олимпиада прошла дважды. Это было как раз в год 30-летнего юбилея олимпийского движения. С высоты нынешних дней это выглядит красочным и завораживающим своим масштабом рассветом большого и продолжительного олимпийского дня — светлого, солнечного и невероятно насыщенного событиями. Можно без труда рассмотреть грустную иронию и некий печальный символизм в том, что нынче Игры вновь принимает Париж, однако в канун некогда главного спортивного праздника разговоры, увы, ведутся сплошь политические и конъюнктурные. Видимо, законы жизни незыблемы и в спорте: за любым рассветом всегда рано или поздно приходит закат.

Горячие финские парни

Программа VIII Игр была практически той же, что и в Антверпене-1920 (всего 17 видов спорта), за исключением стрельбы из лука и хоккея на траве. Во время показательных выступлений публике были представлены бокс, встречи по волейболу и баскетболу. Любопытно, что соревнования по некоторым видам спорта были вынесены за программу Игр и проведены раньше. Так, состязания по футболу проходили в мае — июне, по стрельбе — в июне и июле. Был еще конкурс искусств, он проходил с 15 марта по 15 апреля. Именно на этих Играх была принята официальная длина марафонской дистанции (42 км 195 м), какой она является и по сей день. Женщины участвовали лишь в соревнованиях по плаванию и прыжкам в воду, теннису и впервые по фехтованию. В легкой атлетике было установлено восемь мировых и четырнадцать олимпийских рекордов, а в плавании — четыре мировых достижения, причем во всех одиннадцати видах спортсмены улучшили олимпийские рекорды!


Главным героем Игр стал финн Пааво Нурми, родившийся в Турку, когда Финляндия еще входила в состав Российской империи. Он, вне всяких сомнений, является самой яркой звездой мировой легкой атлетики первой половины ХХ века. Результаты рекордов Нурми в беговых дисциплинах и сегодня, спустя сто лет, были бы вполне конкурентоспособными на международных стартах. А еще больший вес им придает тот факт, что достигнуты они были без использования так популярной ныне фармакологии.

Пааво Нурми.

Нурми не считался слишком одаренным физически, зато в плане работоспособности ему не было равных. Он был беспощадным по отношению к себе, быстро учился, читал спортивную литературу, проверял различные методики тренировок и находил лучшее. Одним из его известных приемов удлинять шаг было бежать позади поезда, держась рукой за последний вагон. На пике формы (как раз в 1924-м) он тренировался трижды в день: утром совершал прогулку длиной 10 километров с легкими перебежками и гимнастикой, днем бегал 5 километров, а вечером еще 10. Причем предпочитал Нурми бег по пересеченной местности и любил сложные трассы с крутыми подъемами. 

На Игры в Париж Пааво Нурми приехал в статусе трехкратного олимпийского чемпиона и главного фаворита. И сполна оправдал все выданные ему авансы, выиграв пять золотых медалей. Нурми установил олимпийские рекорды в беге на 1500 м (3:53,6) и (менее чем через два часа) в беге на 5000 м (14:31,2). Самым тяжелым стал кросс на 3 км. День соревнований был очень жарким, воздух прогрелся до 45 градусов, из-за чего больше половины атлетов (23 из 38) даже не вышли на старт. А из тех немногих, кто все же добрался до финиша, восемь бегунов были настолько истощены, что не смогли подняться — их пришлось уносить на носилках и отправлять в госпиталь. После этого кросс был исключен из программы Игр.



В Париже достойную конкуренцию Пааво Нурми на беговых дорожках составил лишь его соотечественник, еще один уроженец Российской империи, в 17 лет эмигрировавший в США, Вилле Ритола. Первое золото он завоевал в Париже на дистанции 10 километров, более чем на 12 секунд улучшив собственный мировой рекорд. Затем Ритола еще трижды поднимался на высшую ступень олимпийского пьедестала, став чемпионом в беге на 3 км с препятствиями, командном кроссе и 3-километровой эстафете. Помимо четырех наград высшего достоинства, в Париже Ритола заработал и две серебряные медали: в индивидуальном кроссе и на дистанции 5 км.

Тарзан по имени Джонни

Несомненным героем олимпийского бассейна в 1924 году стал Джонни Вайсмюллер — фигура неординарная и ставшая поистине легендарной. В детстве в бассейн Вайсмюллера привела страшная болезнь, которая могла оставить его парализованным на всю жизнь: мальчишка переболел полиомиелитом, но, к счастью, в легкой форме. В качестве реабилитации врачи посоветовали ему плавать, в чем парнишка явно преуспел.

О том, что Джонни Вайсмюллер был пловцом-чемпионом, сегодня вспомнят не многие. А вот образ Тарзана закрепился за ним навсегда.

В Париже Джонни Вайсмюллер впервые проплыл способом, который практикуют в кроле и поныне: голова опущена в воду, поочередные вдохи с помощью поворота лица, ритмичная и интенсивная работа ногами. Эти новшества принесли Джонни пять золотых олимпийских медалей. Три он выиграл в 1924 году в Париже (где зацепил еще и бронзу в водном поло) и две — в 1928 году в Амстердаме. Несколько лет он был непобедимым королем бассейна, но сегодня его имя… вполне могло бы быть исключено из пантеона олимпийской славы. Дело в том, что родился будущий Тарзан в Европе (на территории в тот момент Венгерского королевства), в США прибыл вместе с родителями и не мог по закону считаться американским гражданином. А следовательно, не имел права и выступать за сборную США. Свое настоящее место рождения Джонни всю жизнь скрывал, говоря, что появился на свет в Пенсильвании, и лишь в 1984 году журнал Sports Illustrated провел расследование, показавшее, что для участия в парижской Олимпиаде великий пловец был вынужден пойти на подделку документов и обменяться именами со своим младшим братом, рожденным на территории США. Так великий пловец стал Джонни Вайсмюллером, а его брату, соответственно, досталось имя Петер Йохан. После смерти брата в 1984 году Вайсмюллер-младший подтвердил, что именно так все и было. Однако историю переписывать не стали.

Однако многим Джонни Вайсмюллер известен совсем не как великий пловец и олимпийский чемпион, а как звезда кинематографа. Да-да, именно он является первым исполнителем роли Тарзана в одноименном голливудском фильме, который имел широкий прокат в том числе и на территории СССР в послевоенные годы. За эту работу Вайсмюллер получил гонорар в размере двух миллионов долларов, что по тем временам было суммой поистине баснословной. В дальнейшем он сыграл еще 12 ролей в фильмах о Тарзане, сделав свой образ каноническим. Это принесло ему славу, но, увы, не сделало счастливым. «В день, когда я заключил первый контракт в Голливуде, мне стали создавать репутацию атлета с мозгом дикаря, — с горечью говорил Вайсмюллер на закате своих дней. — Как актера меня никогда не воспринимали. Я обвиняю Голливуд, который наполнил мою жизнь позолоченной фальшью. Уж лучше бы я никогда не становился Тарзаном, а оставался человеком с нормальной жизнью и семьей».

Фидель Ла Барба — олимпийский чемпион 1924 года.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

♦ Игры-1924 вошли в историю как последние организованные при личном участии легендарного Пьера де Кубертена.

♦ Спортивные федерации в то время лишь начали создаваться: они стандартизировали правила соревнований, а олимпийские организации многих стран впервые ввели квалификационный отбор, чтобы обеспечить участие в соревнованиях лучших спортсменов.

♦ Согласно записям 1924 года, на Олимпийском стадионе во время торжественной церемонии открытия Игр собралось более 19 тысяч зрителей. Стадион «Ив дю Мануар» (в настоящий момент он является домашней ареной футбольного клуба «Расинг», выступающего в низших французских лигах) в северо-западном пригороде Парижа был отремонтирован к Играм и стал местом проведения соревнований по легкой атлетике, футболу и регби. На нынешних Играх здесь запланированы матчи сборных по хоккею на траве. 

♦ Всего Игры-1924 собрали 625 тысяч зрителей. 

♦ В 1924 году спортсмены впервые смогли проживать вместе в специально построенной для них Олимпийской деревне. Возведенная рядом с олимпийским стадионом, она представляла собой ряд небольших деревянных шале, а на ее территории располагались почтовое отделение, газетный киоск, обмен валюты, парикмахерская и ресторан. Нынешних удобств и размаха не было и близко, зато там царила атмосфера всеобщей дружбы и спортивной солидарности.

На Играх 1924 года впервые появилась Олимпийская деревня

♦ Игры-1924 впервые транслировались в прямом радиоэфире.

Эдмон Деорте вошел в историю как человек, создавший жанр спортивного комментария.

♦ Плавательный бассейн «Турель», который на Играх-2024 будет использоваться в качестве тренировочной площадки для пловцов, стал первым 50-метровым олимпийским бассейном.

♦ Игры 1924 года стали первой Олимпиадой, завершившейся официальной церемонией закрытия, напоминавшей современную.

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter