Еще недавно в любой деревне можно было увидеть стадо пасущихся коров, а то и не одно, принадлежащее не колхозам, а частным подворьям. В разных регионах Беларуси, учитывая местный диалект, в обиходе пользовались своим термином, обозначающим очередность выпаса. В моей деревне на Минщине это называли «радоўкай». Хозяева сгоняли в определенное место за околицу своих буренок, а пастух, такой же владелец живности, гнал общее стадо в поле. И так по очереди, в зависимости от того, сколько голов ты имеешь. О том, кто и как выделял поле, не задумывалась. Думаю, что и тогда этот вопрос решали хозяйства в зависимости от собственных нужд и севооборота.
Сейчас практически все изменилось. Во-первых, во многих деревнях вообще не держат коров, у частников их легко пересчитать по пальцам. Во-вторых, в основном каждый решает свою проблему сам, чаще всего просто привязывая животное на свободном пятачке либо на выделенном пастбище. Опять же подчеркну: выделенном, а не самовольно выбранном. Вот об этом и стоит напомнить, исходя из темы письма-обращения, которое пришло в редакцию.
Житель агрогородка Ровенская Слобода Речицкого района Александр ПОТЕЕНКО пишет нам, что ему негде пасти коров, местное КСУП «Дзержинский-Агро» перепахало пастбище и посеяло кукурузу. По его словам, люди именно из-за этого вынуждены были продать скот, ведь новое пастбище примерно в 4 километрах от деревни. Александр Михайлович просит помощи, так как у него 2 коровы, 2 лошади и бык.
Председатель Ровенско-слободского сельисполкома Александр КОВАЛЕВИЧ, только услышав, что его беспокоят из республиканской газеты, сразу предупредил мой вопрос: «Я догадываюсь, по какому поводу звоните, меня это не удивляет». После того, как ознакомился с «претензиями» в свой адрес, пояснил:
— Во всей Ровенской Слободе только на девяти подворьях держат коров. Остальные сельчане сдали скот не потому, что «Дзержинский-Агро» перепахал пастбище. И вчера, и сегодня земли выделялись в зависимости от того, где и какие культуры высевает хозяйство. К тому же любые поля могут прийти со временем в негодность, те же травы плохо растут. Тогда меняют место. В этом году пастбище перенесли в другое место, возле водоема. Да, расположено оно несколько дальше, чем раньше. Но я лично провел опрос, устраивает ли людей перенос. Шесть из девяти хозяев согласились, двое заявили, что далековато. И только один Александр Потеенко категорически не согласился. Но мы не можем дать ему землю возле самого дома, лишь бы ему было удобно.
Директор КСУП «Дзержинский-Агро» Леонид ЛЕЩЕНКО присоединился к комментариям:
— Всегда под пастбища отводились не пахотные земли. Как правило, они располагались вокруг деревень. У наших людей сейчас осталось очень мало коров и коз, но места хватает, есть водопой. Весной, пока не выгоняли общественное стадо, разрешали частникам пасти скот на выгулах возле фермы. Потом выделили другой участок, до которого максимум километра полтора-два. До 2008 года я лично держал две коровы, работал в другом населенном пункте. Так вот, в той деревне у частников было 80 голов, через год – 60, потом и 20. Сейчас вообще ни у кого нет.
Что касается самого Александра Потеенко, то ему не так давно в «Дзержинском-Агро» выделили дом, так как он прибыл с семьей из России. Супруга пару лет трудилась в сельхозпредприятии, сам хозяин отказался, сославшись на то, что эта работа ему не нравится. Председатель сельисполкома предлагал написать заявление на приобретение земельного участка в личное пользование, заплатив, соответственно, установленный законом налог. Александр Михайлович снова отказался.
chasovitina@sb.by