Время расставляет свои акценты. И большинству организаций пришлось трансформироваться, стать торгово-промышленными. Все больше и чаще сырьем для холдинга «Белресурсы» становятся отходы других производств и бытовые. О нюансах и перспективах работы с ними рассказал Павел Семенюк.
Экология без экономики?
— Мы всего лишь одно из звеньев в сборе и переработке вторичного сырья. Направление очень перспективное. В странах Европы ВВП ежегодно растет на 1—3 процента, а сегмент переработки вторичного сырья прибавляет на 10—15 процентов. Собственно говоря, на Западе рециклинг решает двоякую задачу: снижает уровень загрязнения окружающей среды и обеспечивает определенный уровень сырьевой безопасности. Скажем, львиная доля цветных металлов в ЕС поступает на производства из вторичного оборота. В этом направлении мы находимся только в начале пути. Поэтому для бизнеса много перспектив.
С уверенностью скажу: в Беларуси на постсоветском пространстве самое передовое законодательство в области обращения и использования вторичных ресурсов. Другой вопрос, что еще необходимо найти баланс между экологическими, экономическими и общественными интересами. Для той же Европы единой формулы не существует. Каждая страна обращается с отходами исходя из своих принципов и приоритетов.
Бесполезные пакеты
— К сожалению, далеко не все бытовые отходы можно переработать в принципе. Например, те же одноразовые полиэтиленовые пакеты. Они тоненькие, собрать их очень тяжело, почти невозможно. Многослойные виды упаковки также являются бесполезными для вторичного использования. Они прекрасно защищают пищевые продукты, продлевают их сроки хранения, но так как состоят из разных видов полимеров, перерабатывать их сложно и затратно, а некоторые невозможно вообще. И такие отходы составляют до 10 процентов от пластика, который оказывается в мусорных контейнерах. Пока нельзя сказать, что наступил кардинальный перелом в обороте пэт-тары. Раздельный сбор демонстрирует положительную динамику, но для переработки аккумулируется всего около 20 тысяч тонн пластика, а в оборот выпускается до 100 тысяч тонн.
В целом переработка — прибыльный вид деятельности. В холдинге «Белресурсы» два предприятия занимаются переработкой так называемого грязного пластика (в Гродно и Борисове). В Борисове удалось снизить потребление первичного сырья по всему предприятию на 25 процентов. Использование вторичных ресурсов в определенной степени можно рассматривать как сырьевую безопасность страны, ведь для производства первичного пластика используются дорогостоящие импортные углеводороды.
Скажем, с точки зрения себестоимости сырья пэт — почти на сто процентов импортоемкий товар. А стеклянная бутылка — только на 60 процентов. Причем две трети импортной составляющей приходится на энергоресурсы. Правда, стеклянная бутылка несколько дороже пластиковой. Но она легче собирается и пускается в переработку. Наш участок по сортировке стеклобоя окупился за пять лет, своевременно возвращены все займы и кредиты. За период функционирования сортировочного производства, с 2013 года, перечислено в бюджет только налога на прибыль и установлено прибыли (дохода), подлежащей перечислению в бюджет, 5,8 миллиона рублей. Мы ежегодно перерабатываем 90 тысяч тонн стеклобоя, оборудование загружено практически на полную мощность. Резервы есть, но они небольшие. Спрос на стеклобой почти в два раза превышает предложение. Реализуем его и на внутреннем, и на внешнем рынках. Причем в той же России цены до 40 процентов выше, чем те, по которым реализуем его нашим стеклозаводам. Ради развития отечественной стекольной отрасли мы могли бы пойти на отказ от поставок за рубеж, но не весь стеклобой востребован в стране. Многие потребители белорусской стеклянной тары ориентируются на прозрачную бутылку. А по импорту в страну завозится достаточно много продукции в таре из коричневого и зеленого стекла. Оно не востребовано на внутреннем рынке, поэтому реализуем его за рубеж.
Подходы могут быть разными, но для более эффективного использования вторичных ресурсов необходима концепция развития той же тары и упаковки на долгосрочный период. Надо понимать, что любые новации в этой области проходят достаточно болезненно для производителей. Скажем, логично отказаться от упаковки, которая не перерабатывается. Но как это отразится на пищевой индустрии? Долгосрочные ориентиры указали бы всем направления работы и позволили бы выстраивать свою стратегию развития в первую очередь исходя из интересов экологии. Не забывая и об этом, мы также заинтересованы в долгосрочном планировании: для эффективной переработки необходимо знать те объемы сырья, которые гипотетически можно извлечь из отходов. Если государство будет ориентироваться на более широкое использование стеклянной тары, то нам логично прорабатывать проекты по строительству еще одного завода по сортировке стеклобоя, а не по переработке пэт.
Резервы для переработки стекла есть, но они небольшие.
Кладезь заводских отходов — Холдинг «Белресурсы» постоянно работает над расширением направлений переработки вторичных ресурсов. Отслеживаем мировые тенденции. Направление очень перспективное, является стимулом создания новых высокотехнологичных производств, рабочих мест, инновационных видов продукции. Бытовые отходы в общем объеме образования отходов занимают только 15—20 процентов. Остальные генерируют юридические лица. Плотно взаимодействуем с лабораторией проблем человека БГУ. Есть интересные разработки. Например, при поддержке ПРООН освоили в Гомеле производство экологически чистых охлаждающих жидкостей для автомобилей. Сырье — отходы одного из наших химических гигантов. Наш антифриз по сравнению с традиционными не содержит опасных химических веществ, безопасен при утилизации. Провели соответствующие испытания, получили сертификаты. Сейчас выигрываем тендеры для поставок крупным транспортным компаниям. Наш продукт значительно дешевле по сравнению с традиционным.
Некоторые ценные отходы образуются в металлургии и химической промышленности. В процессе производства в них накапливаются химические вещества, которые при выделении и очистке можно использовать для производства удобрений. Благодаря выводу на рынок нового продукта, ничем не уступающего по характеристикам импортным и фактически произведенного из отходов производства, мы смогли значительно — до 30 процентов — снизить цены, участвуя в тендерах на аналогичные импортные удобрения для сельхозпредприятий. Если же продукция уникальна, способна заменить импортную, финансовая эффективность намного выше. Особенно когда используются местные сырьевые ресурсы, в том числе отходы производства.
volchkov@sb.by