Через их умелые руки прошли Максим Богданович и Кирилл Туровский, Франтишек Богушевич и Кастусь Калиновский, зодчий Иоанн и Владимир Короткевич... Уже много лет творческий тандем Льва и Сергея Гумилевских в камне и металле увековечивает память тех, без кого сложно представить историю нашей страны. В начале осени к ряду бронзовых классиков присоединятся композитор Станислав Монюшко и драматург Винцент Дунин–Марцинкевич: в день рождения Минска, 12 сентября, новую скульптурную композицию авторства отца и сына Гумилевских установят в уютном сквере у городской Ратуши. Но это лишь второй из серии подарков, которые мастера бронзовых дел приготовили на радость поклонникам и зависть коллегам. Первый уже сейчас можно в деталях рассмотреть и распробовать на художественный вкус: совместная выставка Льва и Сергея Гумилевских проходит в эти дни в Национальном художественном музее. У любителей и ценителей прекрасного остался последний шанс провести мартовские выходные в компании миниатюрных бронзовых Купалы и Коласа — во вторник экспозицию будут демонтировать. Мы прогулялись с Сергеем Гумилевским по парадным залам НХМ и вспомнили самые интересные (не путать с популярными!) работы мастеров.
«Балет», 2008 (бронза)
Совместная работа Льва и Сергея Гумилевских. Общая высота — 3,7 м. Установлена на одной из аллей у Большого театра оперы и балета.
— Эта композиция, на мой взгляд, очень удачно «села» в парковое пространство у театра. «Балет» для меня — работа особая, и я по–своему ею горжусь. Дело в том, что моя жена Галина — балерина, почти 20 лет проработала в театре. Она и позировала для этой скульптуры. Для меня было важно сделать все движения и жесты правильными, профессиональными. Супруга показывала, как держать голову, объясняла, как добиться от девушек порхающего эффекта... По нашей с отцом задумке, трио балерин легкими взмахами рук словно приглашают, зазывают зрителей на спектакли. Каждая из танцовщиц олицетворяет одно из трех состояний: романтическое, героическое и лирическое. При этом девушки связаны единым бесконечным танцем, круговым эмоциональным потоком. Эта композиция, к слову, моя вольная фантазия, а не изображение сцены из конкретного спектакля, как многие часто думают.
Портрет скульптора Владимира Папсуева, 1958 (бронза, гранит)
Работа Льва Гумилевского.
— Это самая ранняя работа отца, представленная на выставке. Портрет лепил с натуры — Владимир Папсуев был папиным однокурсником. В этой работе, на мой взгляд, очень хорошо чувствуется время. Вообще, каждая эпоха диктует свой ход, творческую манеру, скульптурный прием. Папсуев представляется мечтателем, человеком с надеждами и верой в светлое будущее... Папа сам отливал этот портрет в Ленинграде, когда был там на практике, потому что в Беларуси в то время еще не было литеек. Потом работа вместе с отцом переехала в Минск, была куплена и сейчас находится в коллекции Национального художественного музея.
«Спрадвечнае», 1995 (дерево)
Работа Сергея Гумилевского.
— Эта скульптура символизирует семью — то главное, надежное, вечное, что есть в наших жизни и сердцах. Я сделал ее, когда родился старший сын. В детстве он хорошо рисовал, я даже думал, что продолжит нашу творческую династию. Но не сложилось: оба сына, старший и младший, сейчас работают в сфере компьютерных технологий.
«Спрадвечнае» — одна из моих любимых композиций. Савицкий ее видел, очень хвалил. Да я и сам, пусть это прозвучит нескромно, считаю ее чрезвычайно удачной. Груша — хороший материал для деревянных скульптур. Текстура плотная, цвет очень красивый — теплый, насыщенный, натуральный.
«Детство», 1982 — 2016 (бронза)
Работа Сергея Гумилевского.
— Прототипом этого ребенка, стоящего на руках, стала моя младшая сестра. В детстве она была очень активной, веселой, беззаботной. И эта тема — озорства, детства, когда все видишь наоборот, в другом свете, — стала для меня ключевой при создании скульптуры. Она простояла в мастерской почти 30 лет, и только к выставке я довел ее до ума. Поэтому и получилась такая разбежка в датах: идея возникла в 1982 году, а воплощение получила только в 2016–м.
«Всадник», 2004 (бронза)
Работа Сергея Гумилевского.
— Одна из первых и самых значимых моих работ. С 1994 по 1997 год я учился в академических мастерских Михаила Савицкого. Для творческой молодежи эти мастерские были местом, где происходило наше становление как мастеров, художников. Михаил Андреевич помогал найти свою тему, выбрать творческий путь. Он был уникальным человеком. Большим мастером и большим тружеником. И у него был высокий вкус в искусстве. Савицкий его тонко чувствовал, прекрасно разбирался и понимал скульптуру, хотя сам был живописцем. Я стал первым, кому он позволил перевести отчетную работу после окончания мастерских в металл. Похлопотал, и мне выделили деньги на отливку. Чуть позже «Всадника» приобрел Национальный художественный музей.
leonovich@sb.by
Советская Белоруссия № 46 (24928). Суббота, 12 марта 2016