Оказывается, сделать чудо-принтер можно из самых обычных
материалов самыми обычными инструментами
– Это не хлам, – строго смотрит на меня хозяин. 24-летний студент факультета электронно-информационных систем Брестского государственного технического университета включает паяльник. – Из всего этого мы соберем 3D-принтер, способный распечатывать даже суперлегкие детали для беспилотного самолета.
Создавать трехмерные копии и есть особенность такой техники. Печатают на них сегодня многое: таблетки, строительные материалы, протезы, детали для промышленности, бытовые мелочи. Китайцы научились даже особняки «штамповать». Пока Сергей с одногруппником Романом Бондарчуком колдует над схемой, смотрю их видеоотчет с научной конференции трехлетней давности. Ребята уже тогда «запали» на физику и своим проектом напугали участников форума. Сконструированный (опять-таки в общежитии!) генератор энергии с ласковым именем MARX создавал мощнейшее поле: в радиусе трех метров выходила из строя любая аппаратура, чего и добивались брестские гении.
Идею создать 3D-принтер Сергею подсказала сестра, которая учится на архитектора:
– Однажды я помогал ей вырезать детали для проекта. Это было жутко скучно и долго. Тогда и загорелся собрать способный выполнять такую техническую работу за человека.
Зная, что университетский 3D-принтер не раз доставлял хлопоты, решили сделать простой в управлении и очень надежный аппарат. Поначалу желающих приобщиться к инновационной разработке было много, поэтому закупка материалов за общие деньги не отягощала энтузиастов. Постепенно участники начали откалываться от команды, а Сергей и Роман в лучших традициях бизнеса отдавали их «доли». Чтобы потом не было обид и претензий.
Цена проекта? Кто помогал отливать металлические детали? Какое предприятие согласилось апробировать технику? Какое программное обеспечение будет использоваться? Любые вопросы о чудо-приборе заканчиваются коротким «коммерческая тайна».
Все необходимое для работы парни приобретают за стипендию. Паяльник Роман привез из родного Дрогичина, Сергей взял дома в Барановичах несколько других инструментов. Если возникают вопросы научного характера, преподаватели всегда готовы подсказать:
– Университет интересуется, хотим ли мы переехать в лабораторию. Было бы неплохо!
Смотрю на «скелет» будущего 3D-принтера, скромно стоящий на подоконнике, перевожу взгляд на его воодушевленных авторов, опять самозабвенно что-то паяющих, и начинаю сомневаться, что они вообще способны видеть перед собой какие-то преграды. Мои мысли перебивает Сергей Никитин:
– Чтобы воплотить в жизнь идею, много денег не надо. Нужны знания и желание усердно работать. Например, меня всему этому, – показывает на стол, – научили в различных объединениях по техническому творчеству. Их в последние годы становится меньше и меньше. Вот это проблема.
Сергей прав. Техническое творчество теряет свои позиции. Например, секций авиамоделирования в последние годы стало меньше, исчезли в Березе, Барановичах, Пинске, Белоозерске. Уходят талантливые педагоги. Мелеют ряды обучающихся: мы, представители поколения «тотчас», не привыкли долго ждать. Уже не хотим возиться с кордовыми модельками самолета, где для каждой детали заданы четкие параметры и, чтобы получить результат, нужно изрядно попотеть. Но разве миру неизвестен другой способ подружиться с наукой?
Начальник научно-исследовательской части БрГТУ Дмитрий Макарук:
– Востребованность 3D-печати возрастает во всем мире. Сегодня в стране всего 2 – 3 команды работают над созданием 3D-принтеров. Поэтому проект наших студентов конкурентоспособный и крайне актуален для экономики страны. Промышленность нуждается в подобных технологиях: раньше для создания опытного образца предприятие расходовало огромные материальные и временные ресурсы. Современный 3D-принтер, над которым работают наши студенты, способен создавать образцы значительно быстрее и дешевле.
Фото автора