Боксеры Михаил и Евгений Долголевцы бьют аккуратно, но сильно

Братья по боксу

Правду говорят: будь проще, и к тебе потянутся люди. Одни из лидеров современного белорусского бокса братья Долголевцы — парни простые, деревенские. Без понтов и с ясными понятиями о том, что такое хорошо, а что такое плохо. Миша — чуть постарше и покрупнее с лицом видавшего виды корсара. Женя — на год моложе, шустрее и с виду поспокойнее. Друг за друга и за правду они горой, а к цели идут уверенно, рассекая резкими ударами воздух и впечатывая свои стальные кулаки в любую оказавшуюся на пути преграду. Четкие. Конкретные. Обстоятельные и толковые.

Женя и Миша: «Ребята, давайте жить дружно».
Фото Татьяны Столяровой.

— В чем сила, братья? — банальный вопрос вылетает из меня пробным джебом и проверяет готовность собеседников к непринужденному разговору. Мы сидим в холле уютного и компактного зала Makhankov Gym. Скомканный карантином олимпийский сезон валяется у ног. В зале уже ждет наставник Константин Маханьков — через полчаса Долголевцам предстоит очередная тяжелая полуторачасовая тренировка. Сейчас у нас что-то вроде легкой разминки. Миша легко гасит мой стартовый удар и с ходу отвечает своим любимым правым хуком.

Миша: В единстве наша сила, брат.

Младший тут же пробивает вдогонку свою коронку по печени, метко дополняя.

Женя: В дисциплине. В работе над собой. Только тогда появляется уверенность, а вместе с ней приходит сила.

Бокс — не шахматы, тут думать нужно! Стереотипное представление о боксерах как о людях, которым голова лишь для того, чтобы в нее есть, к счастью, давно осталось в прошлом. Для победы в ринге мало быть наглее, сильнее, быстрее или смелее. Нужно быть еще и умнее. Не перебить противника, а обыграть его. Заставить сделать ошибку и за нее наказать. Миша и Женя в этом плане — пример показательный: всегда большое внимание уделяли учебе, участвовали в областных и республиканских олимпиадах по биологии и математике.

М.: Женя вообще уникум, он экскурсии вел в нашем местном музее экологии!

Ж.: «На роднай матчынай мове, мiж iншым!» Час рассказывал про Солигорский район, калийные удобрения, шахты… Даже министр образования Беларуси лет 15 назад моим слушателем как-то оказался! Ничего удивительного: отец всегда держал нас в рамках строгой дисциплины, и одним из главных условий для похода на тренировку была хорошая учеба. Старались.

Олимпиада в Рио — 2016: Михаил Долголевец готовит свой коронный хук.
Фото Рейтер

— Ты ведь даже с красным дипломом окончил областное училище олимпийского резерва в Минске. Верно?

Ж.: Да. Единственный боксер за всю историю существования этого заведения!

Эти бравые парни родом из деревни Завшицы, что в Солигорском районе. И с детства познали, что такое тяжелый крестьянский труд: косили, кололи дрова, копали и пропалывали огород. Не забывают братья о своей малой родине и сегодня. Как только появляется свободная минутка, они, как Чип и Дейл, тут же спешат на помощь.

М.: Родители — самые милые люди на земле. Мы недавно после двух тренировок и городской суеты на пару часиков к ним заскочили. Помогли по хозяйству, съели маминой «бабки» из печи со сметанкой и домой поехали одухотворенными и свежими.

— Кто ваши родители?

Ж.: Папа — водитель, мама — повар в школе. Готовит так, что пальчики оближешь.

— Пацаны в школе вам, наверное, люто завидовали.

М.: Не всегда. Я по жизни косячный был: то окно камнем разобью, то подерусь с кем-нибудь… А наказание всегда рядом: отведут к маме, а уж там взбучка будь здоров.

— А как в вашей жизни появился бокс?

Ж.: Однажды старшие ребята поехали в соседнюю деревню Кривичи, что в пяти километрах от Завшиц. Мы увязались следом.

М.: Там, в зале обыкновенной средней школы, солигорский тренер Владимир Лойко вел секцию бокса. Настоящий фанат своего дела: ездил по окрестностям, организовывал занятия, искал ребят, тренировал… Если бы не он, кто знает, где бы мы сейчас были? Помню, я как-то после лета заленился и решил больше на бокс не ходить. И что ты думаешь? Буквально через пару дней Владимир Владимирович собственной персоной пожаловал к нам в хату, взял за ухо и сказал: «Тебе, парень, 10 минут, чтобы собраться». Вариантов не было.

II Европейские игры в Минске — 2019: Евгений Долголевец не отступает и не сдается.
Фото из архива «СБ»

— Ваша дорога на большой ринг не была устлана розами, насколько я знаю.

М.: Каждый день по пять километров на тренировку и обратно — к этому в детстве быстро привыкли. Летом на велосипедах, зимой отец на машине подвозил. Однако и после окончания УОР жизнь совсем не казалась медом. Учебу окончил, а на ставку в сборной не попал. Денег не было совсем, а ничего, кроме бокса, не умел. И охранником в ночном клубе работал, и в клининговой компании. Ездил убирал квартиры после ночных попоек веселых компаний. Обидно ли было? Пожалуй. Все-таки звание мастера спорта международного класса имел. Но я хотел быть боксером и к этому стремился. Главное, не сдаваться. Я считаю это ­качество для мужчины главным. И в спорте, и в жизни.

Кто ищет — тот найдет, кто хочет — тот добьется. Вот и братья Долголевцы своего достигли: стали неоднократными чемпионами страны, лидерами сборной, сделали себе имя. Их мечта сегодня — олимпийские медали. Миша уже дважды нюхал порох олимпийских боев (в Лондоне-2012 и Рио-2016), но пока до пьедестала не добрался. Четыре года назад в Бразилии боксировал классно, но чего-то все-таки не хватило. Братья очень рассчитывали проявить себя в Токио-2020, но карантинный сезон скомканной и неисписанной бумажкой валяется у нас под ногами.

М.: Жаль, конечно. Было проделано столько работы, и вдруг все резко тормознулось. Но с другой стороны — это просто еще одно испытание. Очередная проверка на прочность. Принцип остается тем же: никогда не сдаваться.

Ж.: Париться и загоняться нужно меньше. А работать больше. И тогда все получится.

М.: После олимпийского квалификационного турнира в Лондоне, который весной из-за коронавируса был прерван, едва успев начаться, мы две недели просидели на карантине в Крыжовке, а потом вернулись к тренировкам.

Ж.: Работаем самостоятельно, так как перешли в профессионалы и больше не состоим в списках основного состава национальной команды. А вот парням из сборной пришлось сидеть на сборах в Стайках 135 дней!

— Я думаю, что это рекорд, достойный Книги Гиннесса: самый длительный спортивный лагерь в истории!

М.: Как сказал один из наших тренеров: нет худа без добра. Хоть узнали, что такое настоящий спортивный режим. Потому что есть в команде талантливые ребята, но не хватает им как раз того, в чем заключается сила: дисциплины и усердной работы над собой.

Мысли попробовать себя на профессиональном ринге посещали братьев давно. А как только стало официально возможно совмещать бои в профи с олимпийскими надеждами, Долголевцы тут же отправились покорять новые горизонты. И в последний день февраля в Минске провели свои первые бои в новом статусе. Нужно сказать, вполне удачно: обоих своих соперников вырубили в первом же раунде.

— Сейчас в Беларуси два самых крутых профи — Иван Баранчик и Кирилл Релих. Первый к титулу чемпиона мира подбирается, второй — поясом уже владел. Вы ведь с ними наверняка знакомы.

Ж.: В детстве с Ваней не пересекались, хотя он родом из Солигорска. А вот в УОР с Баранчиком занимались у одного тренера — Георгия Галетича. Постоянно с ним в паре стояли.

М.: А я с Релихом в сборной тренировался. До сих пор дружим, регулярно общаемся.

— Самое веселое, что и Релих, и Баранчик, и ты, Женя, представляете одну весовую категорию — первую полусреднюю. Поместитесь в одной берлоге?

Ж.: Ринг все решит. Если же сравнивать Релиха и Баранчика, то более мощным выглядит Иван, а более хитрым Кирилл.

— У кого из вас удар сильнее?

Ж.: У Миши!

М.: Я так скажу: единственный человек, после ударов которого мне действительно больно, — это Женя. Они настолько у него колкие, будто гвоздь в тебя вгоняет. И это ведь он меня еще жалеет!

— Боксера, как известно, может обидеть каждый. Но не каждый успеет извиниться.

М.: У меня по этому случаю как раз история имеется. Произошла она на недавнем Кубке Беларуси в Гомеле. Дело было накануне финальных боев. В пятницу. Пришли мы с Женей с прогулки часов в 10 вечера и обнаружили, что закончилась питьевая вода. Отправились в ближайший магазинчик. В чем были. Женя — в тапочках, я — в майке, которую в простонародье называют «алкоголичкой». После тренировки оба звонкие, мышцы налитые, горят!

— Так-так, уже интересно.

М.: У кассы выстроились бухие чувачки в поисках приключений. Самый маленький из них, в очечках, оказался самым дерзким. Его товарищи, люди с гораздо более развитым чувством самосохранения, окинули нас взглядом и попытались своего приятеля стреножить добрым советом: «Ты в ту сторону даже не смотри — это наверняка спортсмены». А тот не унимается: спорим, говорит, на пять рублей, что я этих богатырей сейчас двумя ударами уложу!

— Жаль парня…

М.: Мы с Женей договорились, что если будем их бить, то только его тапочками. Чтобы не покалечить. Хотя лучшая защита — избежать конфликта. Что мы и сделали. Потом, правда, постояли немного на крыльце магазина, чтобы ребята бед не натворили. Они все поняли правильно и ретировались в сторону ближайшей подворотни.

— Стало быть, ребята вы не злые.

Ж.: Добрые.

М.: Но добро должно быть с кулаками!

s_kanashyts@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter