Знакомство в ЦИПе с продолжением
Вадим Гулевич - очередной обвиняемый по делу ОГСБ, который допрашивается в судебном заседании в Минском областном суде. Это тот, который вышку ВМФ РФ на неподалеку от Вилейки взорвать собирался. Теперь он, сбиваясь, рассказывает суду о том как докатился до жизни такой.
Гулевич айтишник, сообщил суду, что занимался кибербезопасностью. До ковида работал в Минске, в офисе, после перевода на удаленку, периодически наведывался домой, в Вилейку. Но основное время проводил в Минске, здесь ему было удобней.
Вечером 9 августа 2020 года, по словам Гулевича, он с друзьями гулял в ресторане. А после ресторана «гулял» до ЦИПа на улице Окрестина, так как был задержан за участие в массовых беспорядках. О том памятном событии Гулевич рассказал слегка опешившему суду, что в камере находились задержанные, которые все без исключения просто прогуливались и были несправедливо задержаны силовиками. Углубляться в эту тему суд не стал.
В той же окрестинской камере Гулевич познакомился с Кириллом Ашурком, с которым совпал взглядами. Однако Гулевича так напугал ЦИП, что он после освобождения даже уехал в Вилейку и решил отойти от темы. От какой темы с перепугу и как далеко отходил обвиняемый, понять не удалось. Но отошел, видимо, недалеко.
Через некоторое время, во время занятий спортом в Минске, Гулевич опять встретил своего окрестинского друга Ашурка. Вместе потренировались. Потом Гулевич помог своему новому другу искать работу. В общем – подружились ребята.
Вспоминали и события 2020 года. В процессе воспоминаний Ашурок рассказал, что знаком с людьми, имеющими радикальные взгляды и Гулевич эту информацию запомнил. Кого конкретно имел в виду друг не уточнял.
Примерно в это же время Гулевич наткнулся в интернете на интервью с Дисом, который его сильно заинтересовал. Захотелось ему узнать, что это за человек, разобраться в его взглядах. Дис был настроен радикально против России и сильно переживал за Украину. Риторика Диса оказалась близкой взглядам обвиняемого.
Оказывается, Гулевич сильно переживал за то, что Россия у нас тоже что-нибудь отберет. По мнению обвиняемого: Украина была союзным государством с Россией и Россия отобрала часть Украины, а именно Крым. Поэтому обвиняемый боялся, что такое же произойдет и с Беларусью.
О причинах, по которым Дис так старался устроить смуту в Беларуси, Гулевич не задумывался. Это, кстати, отличительная черта сидящих на скамье подсудимых – не задумываться.
Вездесущий Дис
Чтобы заинтересовать собой Диса, Гулевич написал статью о кибербезопасности для размещения в чате ОГСБ. Ожидал, что Дис обратит на нее внимание и начнет общение с автором. И не ошибся – Дис заинтересовался Гулевичем, начал аккуратно выяснять его позицию, отношение к власти и другие подробности.
В какой-то момент Гулевич рассказал Дису о том, что его друг Ашурок поддерживает контакты с радикалами, способными начать действовать и Дис решил пообщаться напрямую с Ашурком. Договорились, что во время очередной совместной тренировки Гулевич, которому позвонит Дис, просто передаст трубку Ашурку. Предупреждать друга о разговоре Гулевич не стал, просто сказал ему, что с ним хочет поговорить Дис, про которого он ему уже рассказывал.
Разговор с Дисом состоялся весной 2021 года на кладбище, куда Гулевич и Ашурок пришли в поисках уединения. Вообще обвиняемый доверительно рассказал суду, что они с Ашурком всегда вели себя конспиративно и лишнего при людях не говорили. Объяснить для чего друзьям была нужна конспирация, если они не совершали ничего преступного и даже не планировали, Гулевич не смог. Возможно, на этот вопрос, как и на многие другие, ответит Кирилл Ашурок, сидящий на той же скамье подсудимых.
По словам Гулевича, он надеялся, что общение между Ашурком и Дисом объединит радикалов, которые и спасут Беларусь от захвата ее Россией.
После разговора с Дисом Ашурок рассказал обвиняемому, что Дис хочет его проверить.
Сыграл на отношении Гулевича к России
Постепенно Дис в разговорах с Гулевичем начал интересоваться его физическими параметрами: как бегает, далеко ли прыгает, вынослив ли. Параллельно активно обсуждал с ним угрозы для Беларуси, исходящие от России. Сошлись во мнении, что угроза реальна и надо как-то влиять на ситуацию, а не сидеть сложа руки. В какой-то момент Дис задал Гулевичу вопрос готов ли он действовать против власти и силовиков.
Дис предлагал обвиняемому поучаствовать в захвате Григория Азаренка. Сначала в качестве водителя, затем в качестве помощника при переноске Григория. Видимо Дис все-таки подозревал, что добровольно с ними Григорий не пойдет и его придется нести. Фамилия Григория до поры до времени не называлась, Дис говорил об известном медийном лице. Лишь со временем Гулевич понял кто это и от участия в чем он отказался.
Вероятно, Дис все-таки решил «дожать» обвиняемого и предложил ему «работу» с акцентом на Россию - необходимо было разведать информацию о российском военном объекте на территории Беларуси. Изначально речь шла исключительно о разведке, но потом Дис аккуратно подвел Гулевича к мысли, что объект надо будет взорвать. Сделать это должен был именно Гулевич, ведь он уже осмотрелся на местности.
Речь шла о взрыве антенной мачты на территории 43-й радиостанции войсковой части 49390 МО России, расположенной в Вилейском районе (Минская область).
Теракт должен был осуществлять Гулевич и подрывник. Минер, как они между собой называли второго участника. Ашурок, которому обвиняемый предложил поучаствовать, категорически отказался быть террористом, но согласился помочь Гулевичу провести разведку. Кстати, и минера тоже согласился найти Ашурок. Из тех радикалов, с которыми он был якобы знаком. И именно Ашурок, когда-то занимавшийся страйк-болом, решал какое снаряжением понадобится им с обвиняемым. О том, что идея теракта принадлежит Дису Ашурок знал, но лишних вопросов не задавал.
За деньги обвиняемого были закуплены специальные костюмы, обувь, перчатки, балаклавы – ребята готовились серьезно. Продумали о то, что им нужен прибор ночного видения (тепловизор). Обсудили это с Дисом и он пообещал передать его в Беларусь.
И передал. Координаты места, где был оставлен тепловизор, Дис сбросил Ашурку. Но пара Ашурок-Гулевич оказалась настолько «серьезной и профессиональной», что место закладки найти так и не смогла. Бродили кругами недалеко от указанной в качестве ориентира заправки и забрасывали Диса сообщениями, что у них ничего не получается. И все это днем, при свете … В конце концов Дис отправил к ним Алексея Глотова, который подъехал на место и показал им где был оставлен тепловизор.
Разведчики с навигатором …
В разведку выдвигались в ночь, на машине Ауди, которая принадлежала матери Гулевича. За рулем был сам обвиняемый.
На месте Ашурок с Гулевичем, конечно, опять заблудились, даже не смотря на наличие у них прибора ночного видения. И не нашли ничего более логичного, чем включить … навигатор. Так и шли в ночи, по навигатору, с тайной миссией провести разведку …
Обвиняемого ничуть не смутило, что по дороге они перебрались через заграждение из колючей проволоки. О том, что территория может охраняться он, конечно же, не думал. А о наличии охраны узнал только во время следственных действий.
И все-таки Ашурок с Гулевичем мачту нашли и сняли через тепловизор ее саму и окружающую обстановку. Сбросил видео Дису. Снимал и сбрасывал Ашурок, Гулевич только помогал.
А после удачной разведки оставалось только ждать появления минера, у которого все никак не складывалось встретиться. Пока ждали, Дис попросил Гулевича купить сим-карту, не привязанную к какому-то номеру. При этом Дис, находящийся в другой стране, был прекрасно осведомлен, что такие сим-карты продаются на «Поле чудес», которое находится на территории «Торгового комплекса Ждановичи» в Минске.
Гулевич просьбу Диса выполнил и купил сим-карты, мобильный телефон и пауэрбанк, для обеспечения бесперебойной работы мобильного телефона, на который террористы собирались снимать теракт. Покупал обвиняемый все за свои деньги. Вознаграждения за теракт не предполагалось.
Поскольку минер от Ашурка так и не появился, Дис подключил к совершению теракта Глотова. Ашурок, который так и не смог обеспечить минера и не оправдал надежд, потерял доверие Диса.
На этом эпизоде допрос обвиняемого был закончен и будет продолжен после перерыва.