В 32 года стал Героем Советского Союза, в 45 выпустил «Шоколадные бутылочки». Вспоминаем Бориса Булата

Борис Булат — человек из стали

Во время войны, в окопах, советские солдаты и офицеры шутили: «А чего нам ждать, пока союзники второй фронт откроют? У нас он давно открыт! Называется Партизанский фронт!» О том, в каких условиях и как сражались партизаны и подпольщики в тылу врага, красноречиво говорят цифры: из 250 Героев Советского Союза каждый второй получил это звание посмертно. Уроженцу Тулы Борису Адамовичу Булату повезло, свою Золотую Звезду он получил в августе 1944‑го лично…

Борис Булат.  Вторая половина 1940-х.

Из Тулы на пост № 1

Борис родился в Туле в 1912 году в День святых первоверховных апостолов Петра и Павла 12 июля. Наши предки верили, что дети, рожденные в православные праздники, отмечены Богом. В конце материала на примере судьбы Бориса Булата каждый сможет понять, есть ли в этом истина.

Окончив восьмилетку, Бо­­рис пошел работать монтером‑телеграфистом. В 1933‑м он поступил в 1‑ю Советскую объединенную военную школу РККА им. ВЦИК. Всем она более известна как Кремлевское училище.

Александр Булат.

Ныне проживающий в Минске внук Бориса Адамовича Булата Александр Булат рассказал «СБ», как простой тульский парень стал курсантом Кремлевки:

— Родной дядя дедушки служил в охране то ли Кирова, то ли еще кого‑то очень высокопоставленного. Вот он и помог племяннику. Это престижное заведение дедушка окончил в 1936 году. Рассказывал мне, что часто нес караульную службу на посту № 1 у Мавзолея Ленина. В том же 1936‑м дедушка взял в жены мою будущую бабушку Софию, и в следующем году у них родилась дочь Изабелла, моя тетя.

В 1938 году Борис поступил в Военную академию имени М. В. Фрунзе. После окончания двух курсов он, уже старший лейтенант, был назначен помощником начальника оперативного отдела 31‑й танковой дивизии 13‑го механизированного корпуса в Бельском районе Белостокской области.


Ах, война, что ж ты, подлая, сделала…

Строка, вынесенная в подзаголовок, принадлежит Булату Окуджаве. Можно сказать, тезке Бориса Булата. Великая Отечественная началась для Бориса неудачно. На пятый день сражений, 26 июня 1941 года, в бою с вражеским десантом осколком снаряда ему раздробило кисть правой руки. Из‑за угрозы гангрены партизанские врачи были вынуждены ампутировать руку. Не успел 29‑летний Булат восстановиться, как госпиталь, в котором он лежал, захватили фашисты. Едва стоявшего на ногах, контуженного Бориса отправляют в лагерь для военнопленных в Слониме. Тысячи солдат и офицеров погибли здесь от ран, болезней, голода и изнуряющей жары. 28 дней Борис Булат провел в нечеловеческих условиях, пока ему с другими двумя военнопленными не удалось бежать. Так началась его партизанская жизнь.

До конца 1941‑го группа Булата проводила небольшие диверсии и налеты на оккупантов. Скоро по деревням пошли слухи, что в Липичанской пуще действует партизанский отряд. Постепенно он стал пополняться, и к весне 1942 года в отряде Булата было уже 18 человек. Оружие добывали у фашистов, да и местные жители помогали. Однажды даже по их подсказке из речки Щары удалось вытащить затопленный броневик.


Приведем записи из партизанского дневника Булата за 1942 год.

«20 июня. В деревню Лыски прибыла автомашина с немцами. Об этом нам сообщили крестьяне. Один взвод был послан, чтобы захватить автомашину. Два взвода двигались в обход по центральной дороге на Подлесье. Они наткнулись на девять автомашин с немцами и полицией. Завязался бой. Немцы решили опрокинуть нас, но взвод, находившийся в засаде на кладбище деревни Голи, открыл по ним фланговый огонь. Фашисты в панике бросились к своим автомашинам. Бой продолжался три часа. Захвачена одна автомашина, две разбиты. Убито и ранено до 30 немцев».

Менее чем через год в отряде Булата уже было около 500 хорошо вооруженных партизан, три орудия, около 60 станковых и ручных пулеметов и бронемашина.

В июне 1943‑го Борис Булат возглавил Ленинскую партизанскую бригаду. В ноябре того же года командованием был направлен в Налибокскую пущу для объединения разрозненных партизанских отрядов в бригаду «Вперед», которую он возглавил. 


В декабре 1943‑го главный хирург Лидского партизанского соединения Юрий Тайц в условиях Налибокской пущи изготовил из кожи 60‑сантиметровый протез. Отныне Борис Адамович мог сражаться с врагом с оружием в обеих руках.

Весной 1944 года от начальника Белорусского штаба партизанского движения Петра Калинина Булату пришло сообщение: «Ваша семья проживает в Туле. Все живы и здоровы». За месяц до освобождения Минска Борис Булат был тяжело ранен в бою, его отправили в Москву.

Стенд, поcвященный Борису Булату, в музее истории ВОВ.

Мингорсовет, велозавод, «Коммунарка»

В 1944‑м Булат уволился в запас, вернулся в столицу БССР и был назначен зампредседателя Мингорсовета. В этой должности он проработал почти два года. В 1947‑м Борис Адамович возглавил Минский велозавод, а еще через четыре года — «Коммунарку». Именно ему мы должны быть благодарны за набор «Шоколадные бутылочки», конфеты «Грильяж в шоколаде», «Столичные», «Суфле», «Красная шапочка» и шоколад «Аленка». На «Коммунарке» Герой Советского Союза работал до 1973 года. Внук Бориса Адамовича Александр Булат рассказал любопытную историю про дедушку:

— ­Однажды, где‑то в конце 1960‑х в майские праздники, во дворе «Коммунарки» собиралась колонна для шествия по Минску. И кто‑то из работников дал моему отцу прямо с конвейера шоколадку. Тот радостно подбежал к отцу и похвастался, а он как залепил ему пощечину со словами: «Не бери чужого! В семье Булатов принцип: никогда ни у государства, ни у человека не бери чужого!»

Борис Булат с женой Софией, дочерью Изабеллой и сыном Валерием. Начало 1950-х.

Железная дисциплина Булата

Не все партизаны, особенно в первый год войны, отличались дисциплиной. Борис Булат как кадровый офицер не терпел разгильдяйства. Он умел держать порядок. Внук Героя Советского Союза Александр Булат вспоминает:

— Был какой‑то семейный юбилей. Мы вышли с отцом покурить, и тот рассказал следующее. В одном из боев партизаны отбили у фашистов три больших чемодана с золотыми кольцами, цепочками, зубными коронками, которые наверняка принадлежали узникам гетто и концлагерей. О том, что внутри, знали только дед и начальник разведки отряда. Дед сообщил в центр о трофее, и скоро из Москвы прилетел какой‑то комиссар. Однако немцы по­шли в наступление, и они втроем закопали чемоданы в лесу. Спустя несколько дней пришли их доставать и обнаружили, что те пропали. Дед был уверен в своем командире разведки, а вот присланного комиссара из Москвы решили негласно проверить. И оказалось, что он родом из этих мест. Послали бойцов по деревням разузнать обстановку, и те скоро выяснили, что в окрестностях торги золотом — в полном разгаре. В итоге дед лично расстрелял этого комиссара перед строем. Когда ситуация требовала, он был жестким.

Награды Победы и мирное время

За свой вклад в Победу Борис Булат был награжден орденами Ленина, Красной Звезды, Отечественной войны I  степени, медалями «За боевые заслуги», «Партизану Отечественной войны» двух степеней, «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». Звание Героя Советского Союза Борис Адамович получил, как писалось выше, в августе 1944‑го.

Наградной лист на Б. Булата. 1944 год.

Что касается протеза из Налибокской пущи, то им партизан пользовался более полутора лет. Через два года после освобождения Беларуси, летом 1946‑го, Булат лично передал протез в дар музею истории Великой Отечественной войны. Что касается изготовителя протеза, партизанского врача Юрия Тайца, то после войны он стал заведующим хирургическим отделением 5‑й клинической больницы Минска.

* * *

Последние 10 лет жизни дедушка тяжело болел, — рассказывает Александр Булат, — и бабушка София была для него настоящей Брестской крепостью. Кстати, она в 1930‑х годах училась в Московском дирижаблестроительном институте. Готовили в нем замечательных специалистов. Но бабушка посвятила свою жизнь мужу и семье. После войны они жили в Минске на улице Ленина, 5, а потом переехали на Янки Купалы, 7. Там дедушка и умер 27 марта 1984 года. Похоронили его в Минске на Восточном кладбище.

В честь Героя Советского Союза Бориса Булата названы улицы в Гродно, Лиде, Дятлово. А вот в столице даже на домах, в которых он жил долгие годы, нет мемориальных досок. Внук героя вспоминает, что сын Бориса Булата Валерий пытался в доперестроечное время как‑то увековечить в Минске имя отца, но, увы, не сложилось… Может быть, пришло время?

usachev@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter