Детей еще малышами приводят на площадь Якуба Коласа познакомить с писателем и его героями, с любовью созданными Азгуром. Творческое наследие скульптора — полторы тысячи произведений, разлетевшихся по свету. В Бородино под Москвой — памятник-бюст князю Петру Багратиону, выигравшему знаменитое сражение с французами. В Калькутте — грандиозный монумент Рабиндранату Тагору. Работы Азгура можно встретить на улицах Москвы, Астрахани, Махачкалы, в городах Китая, Болгарии или Индии, они хранятся в Национальном художественном музее, Третьяковской галерее или продолжают жить своей тихой загадочной жизнью в мастерской художника.
Азгур был из тех, кого принято называть просто — государственники.ХХ век перекроил его жизнь ничуть не меньше, чем жизнь любого белоруса, ведь никакая мера таланта не убережет творца ни от судьбы, ни от горя, ни от потерь. Даже наоборот: художники как будто притягивают к себе беду, чтобы жить дальше с обожженным сердцем — и творить вопреки всему.
Заир Исаакович Азгур родился на Могилевщине, в деревеньке Молчаны Сенненского уезда, в семье извозчика. Очень рано осиротел. Лепил с детства: игрушки-свистульки из глины делать научился у деревенского гончара. С овдовевшей матерью они перебрались в Витебск. Два года учился в мастерской Юделя Пэна, затем в созданном Шагалом Витебском художественном училище. Правда, ни творчество Шагала, ни идеи Малевича его не увлекли: будущий скульптор твердо стоял на позициях реализма. Жить ему, бедному как церковная мышь, было негде — мать вернулась в деревню. Поэтому он обосновался прямо в здании училища: в мастерской стоял большой окованный железом сундук, куда Азгур складывал книги и где спал, укрывшись чем придется. Сундук этот балагуры-студенты тут же прозвали саркофагом, а Азгур немедленно получил прозвище Фараон. «Фараон удаляется в свой саркофаг», — шутили соученики, когда Азгур по вечерам отправлялся ночевать в мастерскую.
Все достояние — бант, который мать ему повязала, когда он отправился учиться. В представлении простой женщины бант был неотъемлемой деталью облика настоящего художника.После окончания училища Заир долго искал свою школу — поучился и в Ленинграде, и в Киеве, и в Тбилиси, но так и не нашел, к кому примкнуть: так и не сделался ничьим последователем, идя по собственной дороге и став в итоге одним из родоначальников белорусской скульптурной школы. Дружил с писателями Кузьмой Чорным, Якубом Коласом, который вместе со всей своей семьей искренне заботился о скульпторе, с Янкой Купалой, перед которым Азгур благоговел и ценил его мнение. Свой первый скульптурный портрет Коласа он изваял еще в Витебске — а потом годы спустя увековечил классика в центре Минска.
Подлинного мастера из Заира Азгура, как и из многих творцов его поколения, вылепила Великая Отечественная война, лишившая его самых близких людей. К началу войны Азгур был уже известным молодым художником, которому доверяли ответственные заказы. С первых военных дней трудился в газете «Раздавiм фашысцкую гадзiну» как иллюстратор.
До 1944 года состоял при Центральном штабе партизанского движения в Москве: именно Заиру Азгуру поручали запечатлевать героев войны в скульптуре, и он лепил, лепил, лепил… Маршалов Георгия Жукова, Андрея Еременко и Константина Рокоссовского, лихого кавалериста Льва Доватора, бесстрашных летчиков Николая Гастелло и Виктора Талалихина и многих других героев — израненных, рано поседевших «рабочих войны».В 1944‑м Азгур стал народным художником БССР. Мать скульптора не могла порадоваться за сына: фашисты казнили женщину, закопав живьем в землю, и многие годы Заир не знал о ее судьбе. Когда после распада Советского Союза художнику предлагали эмигрировать, он неизменно отвечал: «Я не могу оставить землю, в которую была зарыта моя мать».
«След художника неистребим. В душах людей. В нашей памяти»Вернувшись в освобожденный Минск, Заир Азгур стал главным художником Дома Правительства. Обосновался в мастерской на улице Некрасова, в художественном комбинате, где и сегодня продолжают работать новые поколения скульпторов.
После войны из-под резца мастера выходят образы Франциска Скорины, Тетки, Франтишка Богушевича, Якуба Коласа, Янки Купалы, Кондрата Крапивы, Янки Мавра, Тишки Гартного — еще одна галерея, уже писателей… Он ваял композиторов Модеста Мусоргского и Николая Аладова, известного поэта-песенника Евгения Долматовского и архитектора Иосифа Лангбарда, скульптора Евгения Вучетича и писателя Бориса Полевого, героев и государственных деятелей летчика Сергея Грицевца и Петра Машерова, всю плеяду высшего советского руководства и множество портретов зарубежных политических деятелей: Хо Ши Мина, Мао Цзэдуна, Мориса Тореза, Ким Ир Сена. А бюст Черчилля работы Заира Азгура зарубежными искусствоведами признан одним из лучших скульптурных изображений британского премьера.
Его главными темами на десятилетия стали героическая, неразрывно связанная с партизанами (он лепил и Деда Талаша, и Миная Шмырева, и Константина Заслонова, создав целую галерею портретов народных мстителей), и культурно-историческая.В 1973 году Азгур получил очередное звание народного художника, но теперь уже всего Советского Союза. В 1981‑м возглавил творческую мастерскую Академии художеств СССР в Минске. Воспитал множество учеников, самый известный из которых — Владимир Жбанов, без чьих работ невозможно представить Минск. Воистину хороший ученик наследует учителю.
Азгур не только занимался скульптурой, но и всю жизнь писал — сотни статей, посвященных проблемам изобразительного искусства, пять томов воспоминаний и размышлений. В его доме не переводились гости — любимый друг Якуб Колас, Ян Скрыган, Змитрок Бядуля, Аркадий Кулешов… Помня о том, как бедовал в юности, Азгур всю жизнь стремился помочь тем, кто в помощи нуждался. Как и Якубу Коласу, ему постоянно писали отовсюду, обращались с просьбами. И скульптор то слал деньги тем, кто просил о вспомоществовании, то шел в ЦК партии, чтобы выбить автобус для школы в дальней деревне… Говорят, что его добротой, так же как и отзывчивостью Коласа, вовсю пользовались, однако он не сетовал.
«Если тебе сейчас немножко лучше, чем кому-то, не проходи мимо. Если можешь помочь, так и делай», — говорил Азгур.Когда ему стало трудно ходить по лестнице в доме без лифта, попросил Машерова помочь. Скульптора переселили в более удобный дом на улице Захарова, а рядом выстроили мастерскую, спроектированную известным архитектором Вальменом Аладовым. Мастерская эта стала для Азгура местом куда более важным и родным, чем дом. Причем он держал ее открытой, так что к нему порой захаживали прохожие с улицы. Скульптор справедливо считал, что раз он работает для народа, то и мнение простых людей, которые будут видеть на улицах созданные им памятники, имеет значение, и искренне к нему прислушивался.
Обживая мастерскую, пожилой уже скульптор говорил откровенно: все, что им создано, все свои произведения он завещает государству, здесь — в месте, где он творит и живет, где собираются его друзья, после его смерти будет музей. Именно сюда, когда в 1991‑м начали демонтировать памятники советским деятелям, он забрал свои скульптуры. Не важно, каков политический курс, но нельзя же уничтожать произведения искусства, сетовал художник. Работы свои Заир Азгур любил, как любят детей. И обещание выполнил: все его наследие отошло государству. В мастерской на улице, носящей сегодня имя скульптора, работает, пожалуй, самый атмосферный и необычный музей страны.
«Если в поле сеять одни незабудки, то забудешь, что существуют на свете другие цветы»ovsepyan@sb.by
Рисунки Олега КАРПОВИЧА.