Когда стало известно, что из-за пандемии коронавируса Украина вынуждена с 28 марта полностью закрыть границы, оживление на подступах к ее территории существенно возросло. СМИ, например, писали, что со стороны Польши возникли огромные людские очереди перед украинскими КПП. На белорусском сегменте границы также было немало желающих попасть на территорию нашей южной соседки. Позже появилась информация, что украинцы смогут вернуться на родину через отдельные пункты пропуска на границе пешком или на личном автомобиле. Что происходит на границе сейчас?
Понедельник. Общение по рациям, обязательный контроль температуры и отсутствие нервозной обстановки — большегрузы через белорусско-украинскую границу проезжают спокойно. Отсутствие пассажирских перевозок положительно сказалось на скорости: если со здоровьем и документами у водителей все в порядке, то в соседней стране можно оказаться гораздо быстрее, чем обычно.
Пункт пропуска «Новая Гута» в Гомельском районе встретил нас непривычной тишиной: вместо перманентного урчания моторов и веселых разговоров туристов — громкое пение птиц и редкие четкие команды сотрудников Гомельской пограничной группы. Легковушек не видно, но раз в 10—15 минут к шлагбауму подкатывают большегрузы. Обочины пусты, въезжают на пункт пропуска сразу — очередей нет и в помине, хотя заместитель начальника отделения управления пограничного контроля Павел Авраменко говорит, что фур стало больше:
— За последнее время их количество увеличилось процентов на 25—30. В сутки границу пересекает около 250 большегрузов. Возможно, перевозчики опасаются, что соседи могут ужесточить правила, и хотят отработать побыстрее. Но пока Украина впускает абсолютно все фуры, никого еще не разворачивали.
На белорусской территории в большегрузе с минскими номерами ждет оформления дальнобойщик Александр Бродский. Сам он из Борисова, но дома не был уже 20 дней. С тех пор как COVID-19 шагнул в Европу успел побывать в Венгрии, а сейчас из Финляндии через Россию и Беларусь везет бумагу под Харьков:
— Руки протираем, маска есть, стараюсь пореже выходить. Нет такого, чтобы собраться с другими водителями вечером про жизнь поговорить. Один сижу, DVD включаю — так сказать, самоизолируюсь в пути. На въезде в любую страну измеряли температуру. Ходят слухи, что украинцы, если будет выше положенной, на карантин посадят, но у меня нет, я проверяю!
При въезде в Беларусь каждый дальнобойщик в обязательном порядке проходит через санитарно-карантинный пункт. Водителям измеряют температуру, они заполняют анкету, указывая контактные данные и маршрут, проходят инструктаж и получают памятку: как правильно мыть руки, носить маску и самоизолироваться в случае необходимости.
На стоянке ждут документов всего четыре фуры. Все водители — по своим кабинам. Дальнобойщики говорят, что сейчас даже общаться предпочитают по рации. В списке посещенных стран Эстония, Литва, Латвия, Россия. Никаких экскурсий и походов по местным магазинам — все отложено до лучших времен.
Украинец Василий Лотут все обязательные процедуры прошел и уже готовится к отъезду: в Подмосковье надо доставить партию макарон:
— Очередей нет, даже на нейтральной полосе сейчас никого.
Огорчает Василия только один момент:
— Я вроде бы продуктовую безопасность обеспечиваю, а в интернете люди пишут, что мы ненормальные! Мол, дома все должны сидеть, а дальнобойщики — самые опасные люди. А кто же тогда лекарства, еду развозить будет?! Да и контактов у нас по минимуму. Мы же не развлекаемся по заграницам, мы выполняем свою работу.