Белорусы поддержали новый проект Основного Закона. На этом масштабные изменения не закончены. В стране будут разработаны новые законодательные акты. Это ключевая задача на ближайшие годы. Как она будет реализовываться? Об этом беседа с Валентином Семеняко, председателем Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту.
Концептуальный документ
— Какие вопросы после проведения референдума будут прорабатываться и сколько это займет времени?— В соответствии с 9-м разделом Основного Закона переходные нормы предполагают, что в течение 2 лет будут внесены изменения в законодательные и подзаконные акты, которые вытекают из дополнений в Конституцию. Конечно, мы с коллегами уже анализировали ситуацию, проводили детальную подготовительную работу. Около 60 нормативных актов рассматриваем в качестве первоочередных, но этот список остается открытым. Правовая система нашей страны характеризуется не только вертикальными, но и горизонтальными связями. Как только документ вступает в силу, соответствующие органы, ведомства, руководство учреждений, организаций, регионов должны сделать так, чтобы закон начинал работать. Времени — мало, работы — много. Поэтому всем нужно действовать слаженно и оперативно.
— Как будет проходить перераспределение полномочий?
— Часть полномочий от Президента переходит к Парламенту, часть — к Правительству, часть — к Всебелорусскому народному собранию. Эта ротация позволит сбалансировать все ветви власти и упорядочить взаимосвязь между ними.
Следующий этап — работа с теми положениями, которые мы должны отразить в нормативно-правовых актах. В ближайшее время будут приняты закон о местном самоуправлении, национальном собрании и многие другие. Затем все это найдет отражение в подзаконных актах.
Скрупулезная работа ведется по многим направлениям, но здесь важно не скатиться в кампанейщину, чтобы мы не разбалансировали уже созданную систему. Необходимо четко представлять: повышенные полномочия несут и большую ответственность. В сложившейся системе вертикаль власти показала свою высокую эффективность и мобильность к внутренним и внешним вызовам. Это нельзя потерять. Однако необходимо развивать инициативу снизу. Президент не зря спросил в Послании белорусскому народу и Национальному собранию, готовы ли белорусы проявлять инициативу, чтобы улучшить свое благосостояние и повысить уровень жизни. Встречи с избирателями на диалоговых площадках дали богатый материал для законодательной деятельности. В то же время, мы не можем перегружать Основной Закон второстепенными нормами.
— Особого внимания требует работа над законопроектом о Всебелорусском народном собрании.
— Необходимо определить аспекты, связанные с выбором делегатов, их полномочиями, порядком проведения ВНС, работой президиума. Все это будет прописано в законе. Избиратели часто спрашивают, к какому органу по классической модели разделения властей относится ВНС. Уникальность белорусской модели развития заключается в том, что во многих вещах мы являемся первопроходцами. В то же время у нас реализуются основные принципы демократии. Когда мы говорим, что власть принадлежит народу, необходимо создать механизмы по реализации этой идеи, которая как раз соответствует идеологии ВНС.
Иммунитет от провокаций
— Скоро откроется очередная сессия Палаты представителей. Каким законопроектам будет уделяться особое внимание?— Приступаем к работе уже в этом месяце. Повестка дня сформирована. Пока она не включает в себя те законы, которые вытекают из Конституции. Но по завершении процедуры вступления в силу изменений в Основной Закон темы будут расширены. В первую очередь это касается закона о ВНС, Национальном собрании, статусе депутата, Избирательном кодексе и т.д.
Беспрецедентная работа по подготовке к референдуму, когда мы на каждом этапе собирали мнения и советы людей, обязывает парламентариев к совершенствованию законодательной деятельности. Этот тренд следует продолжить. Конечно, наиболее резонансные законы мои коллеги всегда обсуждают в округах со своими избирателями. Граждане видят, как работают нормативно-правовые акты, подсказывают нам правильные формулировки, подходы. Безусловно, предложения, которые не попали в Конституцию, без внимания не останутся и будут переданы в профильные комиссии.
— Изменения в Основной Закон страны помогут создать государству более выстроенную систему противодействия деструктивному вмешательству извне?
— Практически по всем направлениям конституционные новеллы отражают основные направления государственной политики, поддержанной гражданами: сохранение социальной направленности, суверенитета, исторической памяти. Все эти составляющие формируют государство. Например, если социальная политика эффективна, то государство вправе ожидать от граждан, что они выполнят свою часть договора. Это участие в общественных делах, патриотизм и многое другое. В этом плане Основной Закон достаточно сбалансированный, емкий и системный по всем направлениям. Такой подход помогает объединить нацию и двигаться вперед по выбранному направлению.
Также отмечу, что у общества появился иммунитет к призывам и провокациям извне. Попытки увязать кризис в Украине с нашим электоральным процессом не увенчались успехом, так как они носят разрушительный характер. Глава государства предложил законный, эволюционный переход к переменам, и люди его поддержали.
Сознательный выбор
— На референдуме граждане проявили большую активность. С чем вы связываете высокую явку избирателей?— Представителями Конституционной комиссии, парламентариями, экспертным сообществом проведена большая подготовительная работа. Обсуждения Основного Закона проходили на встречах с трудовыми коллективами, диалоговых площадках, в общественных приемных. Отмечу, что изучение проекта не было поверхностным — это был внимательный и системный анализ документа, который позволил сделать белорусам сознательный выбор. Явка избирателей оказалась высокой. Несостоятельными были призывы сорвать референдум, испортить бюллетени. Такие факты эпизодические, они не вышли за рамки оценочной погрешности. Нынешний плебисцит прошел спокойно, без эксцессов. Конечно, это и результат большой подготовительной работы. Белорусы понимают, что вносят свой вклад в развитие нашей страны и мирного будущего.
В ТЕМУ
На протяжении четверти века существования такой институт, как Всебелорусское народное собрание, доказал свою эффективность. Самобытная модель включает в себя представительные и законодательные функции. В отличие от Парламента, ВНС более многоликое, при этом делегаты не покидают основное место работы. Свыше двух третей представителей будут формироваться из регионов. А значит, у каждого возникает ответственность перед коллективом, округом. Делегатам предоставляются дополнительные функции для контроля работы Главы государства, исполнительных органов, формирования перспективных направлений и решений, которые позволят быстрее реагировать на вызовы современности.
hilkok@sb.by