Юбилеи мастеров — хороший повод для нового знакомства с их творчеством.
Не Шагалом единым
С одной стороны, выставочная программа составлена по давно отработанной схеме: экспозиция из собраний Национального художественного музея, демонстрация не выставлявшихся ранее и отреставрированных работ из запасников и на сладкое — привозные шедевры из коллекции Витебского областного краеведческого музея. С другой стороны, от наследия художников осталось не так много, поэтому проект действительно обернулся праздником для поклонников.Первая остановка — у Пэна. Безусловно, в историю он вошел прежде всего как педагог великого Марка Шагала. Между тем они были очень разными — учитель и его ученик. Более того, долгое время картины самого Пэна не особо интересовали местную витебскую публику. Он крайне редко продавал работы: все хранилось в мастерской. Жил бедно, питался плохо. И хотя в 1927 году живописцу по случаю 30‑летия творческой деятельности присвоили звание «Заслуженный еврейский художник», вскоре все изменилось. Трагические 1930‑е годы стали для него периодом великих испытаний…
Куратор выставки, заведующая отделом белорусского искусства XX — начала XXI века Светлана Кот дополняет:
— Сегодня творчество Пэна навсегда вписано в историю живописи, историю Беларуси и Витебска — города, который он так любил... На выставке можно увидеть все ипостаси Пэна-художника. Он был и автором прекрасных жанровых композиций, и великолепным, тонким мастером женского портрета. К сожалению, часть этих портретов в музее не представлена: в эти дни они экспонируются в здании «Геликон-оперы» в Москве.
К слову, знаменитый портрет Марка Шагала кисти Юделя Пэна беспокоить не стали — картина осталась в основной экспозиции Национального художественного музея.
Такие разные
Второй пункт обязательной программы — работы Якова Кругера. На выставке представлено 19 произведений, и это лишь малая часть того, что он создал, добавляет ведущий научный сотрудник отдела научно-просветительской работы музея Надежда Усова. Она много писала о Якове Кругере, учителе Хаима Сутина. Долгое время в монографиях о Сутине так и отмечали: «...Учился у некоего Крюгера в Минске» — сейчас это удалось исправить. Хотя при жизни Кругер был довольно знаменит, в Минске у него прошли три персональные выставки.— При этом художественного наследия сохранилось совсем немного. Часть работ была вывезена в Германию, многое погибло или исчезло в годы Великой Отечественной. Однако даже эти «осколки» дают зрителям определенное представление о Кругере, в первую очередь как о художнике-реалисте, а также учителе двух совершенно разных мастеров — сурового соцреалиста Ивана Ахремчика и экспрессиониста Хаима Сутина.
Вслед за Кругером и Пэном — произведения целой плеяды учеников. Здесь Шагал и Осип Цадкин. Давид Якерсон и его супруга Елена Кабищер-Якерсон. Соломон Гершов и Ефим Рояк. Лев Лейтман и будущий народный художник СССР Заир Азгур. А еще — Лазарь Ран, Исаак Боровский, Петр Явич, Михаил Кикоин и отец неподражаемой Стефании Станюты, Михаил Станюта. Все они — представители самых разных течений и направлений, создавших тем не менее «портрет» национальной художественной школы Беларуси. Для многих своих учеников Юдель Пэн и Яков Кругер стали первыми и самыми важными педагогами в жизни. Выставка в том числе хорошая возможность оценить влияние мэтров на тогда еще молодые таланты. Ведь в этом и заключается сила хорошего учителя — воспитать не тех, кто подражает, а тех, кто делает так, как видит и чувствует.
leonovich@sb.by