У прораба ДСУ № 43 Сергея Филиппова (в центре) и его коллег сейчас напряженная пора.
О позитивных переменах беседуем с председателем Болбасовского поселкового исполкома Глебом Гуленковым. Застать его в кабинете совсем непросто, тем более сейчас, когда вокруг столько объектов, требующих внимания. Где–то ремонт выходит на финишную прямую — например, участковой больницы или местного Дома культуры. А где–то все еще только набирает обороты. Яркий пример — реконструкция болбасовского аэродрома, в прошлом году получившего статус международного грузового. С августа здесь начали строительство современной взлетно–посадочной полосы. Пролегает она прямо возле будущего мультимодального промышленно–логистического центра. Важно, что «Бремино–Орша» (такое название будет носить центр) в полную силу сможет использовать не только возможности аэродрома, но и крупнейших республиканских и международных автомобильных магистралей, железную дорогу — все рядом.Недавно появилась новость о том, что Банк развития выдаст кредит Национальному аэропорту «Минск» в размере до 25 миллионов долларов — как раз на реконструкцию аэродрома под Оршей. С 22 сентября здесь трудятся представители генподрядчика — «Строительно–монтажного треста № 8» Минска. Бригадир Василий Петровский признается, что вернуть новую жизнь старой «взлетке» — не просто работа:
— Есть чувство значимости того, что входишь в историю. С цементобетонными материалами, которые используем в Болбасово, сталкиваемся не впервые. Пару лет назад уже сотрудничали с Национальным аэропортом. А дебютом в плане такого особо устойчивого к деформации покрытия для нас стало строительство Минской кольцевой дороги.
Вести долгие беседы бригадиру некогда. Пару минут на отдых, и массивные асфальтоукладчики под его контролем снова вступают в дело. На «взлетке» в 90 метров в ширину и чуть больше трех километров в длину им есть где развернуться. Для главного, чистового слоя приготовлена техника самого высокого класса — американский бетоноукладочный комплекс Gomaco.
Взлетно–посадочная полоса в Болбасово — огромное подспорье для промышленной логистики Оршанского региона, уверен Глеб Гуленков:
— Нашему поселку недавно исполнилось 90 лет. Раньше он назывался «военный городок № 20», а в 1995–м перешел в разряд гражданских. Сегодня здесь почти 4 тысячи человек, большая часть — трудоспособные. Поэтому второе рождение, которое переживает Болбасово, — второй шанс для поселка. Большие надежды связываем с открытием промышленно–логистического центра — это около 3 тысяч новых рабочих мест. Ждем и позитивных решений по градообразующему предприятию — авиаремонтному заводу. Буквально пару месяцев, как он заработал в полную силу.
Глеб Гуленков.
Глеб Леонидович озвучил, на его взгляд, самое значимое из уже сделанного в городском поселке:
— В план по благоустройству, на которое в целом потребуется около 7,5 миллиона рублей, изначально вошло под 70 пунктов, касающихся ЖКХ, здравоохранения, образования, строительства... Ориентиром стали пожелания людей. К примеру, решился насущный вопрос с запуском станции обезжелезивания. Построенная по республиканской программе она пока что действует в тестовом режиме, но даже на этом этапе качество воды заметно лучше. По максимуму в Болбасово подошли к обустройству дворовых территорий, тротуаров и парковочных мест. Большие ремонты пережили школа, детский сад, 17 из 50 многоквартирных жилых домов. Чтобы местной ребятне было чем заняться, при поддержке спонсоров в поселке установят две современные игровые площадки. Одна займет место во дворах, вторую разместим возле памятника дальней авиации — самолету Ту–16. На точно таком же когда–то летал Василий Чиркунов, в прошлом военный летчик, а сейчас — замдиректора Оршанского авиаремонтного завода.
Василий Иванович с нетерпением ждет, когда у местного аэродрома откроется второе дыхание:
— И авиаремонтный завод, и аэродром — это жизнь нашего поселка. Сравните, когда–то в местной школе в две смены учили 1.200 ребят, сейчас — под 250. Раньше население составляло 9 тысяч человек, а нынче — в два раза меньше. Простая арифметика дает понять, что поселок нуждался в стимуле. И он его получил. Символично, что вместе с возрождением Болбасово нам удалось обновить памятник дальней авиации — самолет Ту–16. Спасибо спонсорам, справились до 9 мая этого года.
Василий Чиркунов хорошо помнит, как в далеком 1987–м они, работники авиаремонтного завода, устанавливали этого отслужившего свое красавца. В этом году мемориальный Ту–16 полностью реконструировали, а на его борту появились важные для каждого жителя Болбасово строки авторства Феликса Чуева: «Земля считает цветом нации тех, кто был, кто есть, кто будет в авиации».
КОМПЕТЕНТНО
Дмитрий Павлов, начальник управления аэродромных стандартов и аэронавигации Департамента авиации Министерства транспорта и коммуникаций:
— Реконструкцию аэродрома в Болбасово, который по документам проходит как аэродром Орша, планируется осуществить в три этапа. Заказчик строительства — Национальный аэропорт «Минск», генеральная проектная организация — «Белгипродор», а генподрядчик — «Строительно–монтажный трест № 8». В целом объект планируется ввести в эксплуатацию до 2021 года. Первую очередь — капитальный ремонт взлетно–посадочной полосы с патрульной дорогой и ограждениями — подрядчик обещает сдать уже в ноябре текущего года. Далее он займется восстановлением рулежных дорожек, оснащением аэродрома оборудованием, возведением объектов вспомогательного назначения. Темп взят хороший, а чтобы ускорить его, на объекте работают две смены. Сейчас основной фронт работ — это устройство верхнего бетонного слоя покрытия взлетно–посадочной полосы, необходимого по технологии. Материал изготавливают прямо на месте: для этого на аэродроме установили мобильный бетонный завод.
Все 9 аэродромов гражданской авиации Беларуси были построены примерно в одно время, поэтому в большей или меньшей степени нуждаются в обновлении. Самые свежие преобразования коснулись аэродрома Брест. Здесь не так давно закончили ремонт взлетной полосы и завершают реконструкцию перронов. Уже в октябре этого года аэродром введут в эксплуатацию.
naumova@sb.by