Можно было не только пощупать экспонаты руками и как следует разглядеть, но и попробовать себя в рукоделии. Мастер-класс по изготовлению изделий из лозы Ольги Коломиец из Гомеля определенно пользовался популярностью — порой приходилось отстоять очередь!
— Я занимаюсь плетением из лозы уже 26 лет. А пришла в это дело просто: увидела, как работают мастера, заинтересовалась и позже тоже стала работать с этим материалом. Когда-то разные вещи из лозы производили на фабриках, сейчас же этим занимаются в основном простые люди. Лоза — очень интересный материал: когда берешь необработанное дерево, ничего не сделаешь, а если вываришь, ошкуришь, высушишь, то лоза становится податливой, но при этом не расслаивается. Хранится такое изделие долго, хранить в нем тоже можно различные вещи. Даже если влажные грибы или ягоды положить, то они не испортяться. Вероятно, мой интерес к делу передается посетителям, и поэтому они так увлекаются процессом. Я уже была в Мозыре на «Марафоне единства»: интересно, что может меняться место проведения выставки, мастера могут добавляться, но одно остается тем же — искренняя заинтересованность людей, — рассказала специалист.
Лидчина богата на талантливых и самобытных мастеров. Например, здесь возродили традиционное белоузорчатое ткачества Понеманья — оно входит в список историко-культурных ценностей нашей страны. Один из народных мастеров, умеющих ткать согласно традициям Понеманья, — мастер отдела ремесел и традиционной культуры Лидского районного центра культуры и народного творчества Валентина Сильванович. Она занимается этим ремеслом порядка 10 лет, а научилась ткачеству буквально за год с небольшим:
— Раньше ткали полностью все изделия тканевые — постельное и нательное белье, рабочую и верхнюю одежду, платки, скатерти и многое другое. Станок в деревне не был редкостью. Так было во всей стране, но в нашем регионе ткали по-особенному. Технология как раз таки не сильно отличалась, а стиль — да. На Гродненщине предпочитали скромные изделия: одежду без ярких красок, рушники и рубашки, украшенные небольшой полоской орнамента. И белоузористое ткачество это отлично показывает — на белой ткани белый узор. Вот такое интересное украшение. Сам же процесс ткачества сегодня не встретишь повсеместно, люди привыкли, что ткани сегодня можно купить без проблем. Поэтому дети очень интересуются станком. Думают, это непосильная задача, а как наловчатся — отмечают, что легко. Мы сохраняем наши традиции в том числе и для детей.
Большое количество посетителей не сокращалось на протяжении целого дня. Активно изучали народный промысел ученики лидского лицея № 1. Десятиклассник Олег Данилович поспешил примерить традиционный золотистый костюм с поясом, который смотрится великолепно:
— Удобный, кстати. Но мне больше здесь понравилась одежда изо льна, она более современная. Но главное ведь — традиции! Их крайне важно передавать и дальше из уст в уста, чтобы история сохранялась.
Лицеистки Диана и Дарья вдохновились на выставке не только экспозициями, но и тем, как сохраняется в Беларуси история. Девочки с детства могли оценить этот шаг государства, ведь в Лиде есть своя историческая достопримечательность — Лидский замок, который реставрировали и сохранили для потомков.
— Я в детстве часто посещала замок с семьей, изучала, как он был устроен раньше, как жили люди в те времена. Это же наша история! И теперь, если спрашивают, откуда я, стараюсь погрузить в наши традиции и историю других, с удовольствием слушаю то, что рассказывают ребята о своих родных городах, — поделилась Дарья.
Выставка-продажа заинтересовала не только детей, но и взрослых. Жительница Лиды Мария Станчик, учитель математики, отметила, что вытканные рушники на экспозиции стали для нее своеобразным билетом в прошлое:
— Моя бабушка Антонина тоже ткала — и вот эти все рушники напоминают мне ее рукоделие. Ее уже давно нет, но было безумно приятно вспомнить. У нее в деревне Посада Вороновского района был свой станок, а тетя Ирина вышивала — делала узоры на скатерти. Нет любви к Родине, если нет любви к прошлому. Истоки, я считаю, начинаются именно оттуда. И это важно прививать молодым поколениям.