Вот уже который день беженцы на польской границе требуют обеспечения безопасных условий для прохождения гуманитарного коридора на территорию Германии. Многие люди вынуждены оставаться во временном убежище (транспортно-логистическом центре «Бремино-Брузги»), пока еврочиновники не решат их проблемы. Только вот надежды снова остались неудовлетворенными. Спрашивается: зачем вчера к ним приезжали чиновники из Еврокомиссии? На беженцев, которые тянулись за представителями того самого «демократического Запада» как за очередной спасительной соломинкой, даже не взглянули. Пообщаться с журналистами также не соизволили. Отшили репортеров без политесов и кратко: не в нашей компетенции. Заслушали отчет белорусской стороны, с умным видом покрасовались на публике, засветились перед камерами и едва ли не через полчаса убыли восвояси. В общем, «похайповали» — и были таковы.
Надежда на одежду
Помощь беженцам сегодня была необходима, пожалуй, как никогда. К белорусским погодным условиям — снегу и морозам — многочисленные граждане Ирака и Сирии оказались не готовы. Теплая одежда была далеко не у всех заложников польской границы.
— У нас нет ничего, чтобы согреться. Все, что у нас есть, — это то, что мы привезли из Ирака. Смогли утеплить только детей. Ребенку волонтеры передали шарф, варежки, обувь и куртку. С каждым днем становится холоднее, стирать на улице практически невозможно. Поэтому стараемся не покидать транспортно-логистический центр и очень рады, что не приходится жить при такой погоде на голой земле, — рассказала Ахмат из Ирака.
Вопросы о вещах можно услышать от каждого, кто временно размещен в ТЛЦ. Беженцы показывают: порой самим приходится ходить босиком или в летней куртке, чтобы согреть ребенка. Особенно ноет сердце, когда речь идет о больных детях. Курдские супруги Лукман и Наурус ждут переезда в Германию с сыновьями Хакимом и Мустафой. У обоих сыновей аутизм. Семья этих беженцев мечтает только об одном — вылечить детей.
— Я работаю шофером, жена, сами понимаете, смотрит за детьми. Я готов трудиться и отдавать каждую копейку на здоровье моих парней. Вместо того чтобы честно трудиться, мы десять дней спали на земле, уже неделю живем в торгово-логистическом центре. Здесь хорошо: детям дают игрушки, кормят, помогают одеждой. Но нам нужно лечение, и оно есть только в Германии, — рассказывает глава семейства.
Теплую одежду для беженцев по заявкам регулярно привозят волонтеры из Красного Креста.
— Стараемся выдавать ее точечно, чтобы не было суеты, — вводит в курс дела волонтер Дмитрий Рачковский. — Люди спокойно примеряют и берут необходимое. Сейчас отдаю обувь, теплые брюки, свитера, куртки. Вещи, к слову, не поношенные, в очень хорошем состоянии. Некоторые новые. Белорусы много пожертвовали, имеем значительный запас, правда, к сожалению, пока есть не все размеры.
…А что же еврочиновники? Их дело — и это уже ясно всем присутствующим — в очередной раз отвлечь от реальной работы людей и «выразить озабоченность».
Жаркие минусы погоды
Такая погода, конечно же, не может не отразиться и на здоровье. Особенно если оно и без того подорвано фашистскими деяниями польских карателей-силовиков. Одна из пострадавших — беженка Амен. Девушка сильно кашляет. И причиной тому не только холодная погода, при которой пришлось прожить 11 дней в лесу, не только минусовая температура, но и газ, распыленный на беженцев польскими силовиками.
— Мой кашель — ужасный. Но это не так страшно, как страдания моего ребенка. Ему всего 11 месяцев, и он очень плохо себя чувствует. Газ попал ему прямо в глаза, теперь у малыша проблемы с дыханием и зрением. А ведь он совсем крохотный и ни в чем не виноват, — вздыхает молодая мама.
У машины скорой медицинской помощи громко плачет маленькая девочка: у нее болят уши. Папа пытается утешить дочь, натягивает ей на голову капюшон, прикрывает ушки ладонями. Родители ждут медицинского осмотра, и очередь готова пропустить малышку, но нужно подождать: врачи сейчас осматривают еще одну девочку, которой стало плохо. Вторая скорая повезла в Гродненскую больницу еще нескольких пациентов.
Нам, журналистам, почему-то неудобно смотреть в глаза этим людям. Вероятно, гложет иррациональное чувство вины за то, что мы не можем сказать измученным ожиданием страдальцам, что их проблема решена и скоро они смогут воссоединиться с родственниками в Германии. Наблюдать за жизнью беженцев глазами коллег — это одно, а познакомиться с ними лично, увидеть их быт, которому они рады после пребывания на голой земле, — совершенно другое. Многие лежат, укутавшись в пальто, платки и пледы, но некоторые вышли на свежий воздух. Снежинки падают на головы и плечи, на густые бороды и ресницы, смуглые лица, однако люди не прячутся, пытливо проводят глазами каждого нового человека. Их жизнь здесь стала ожиданием…
Выпавший снег стал первым в жизни для многих маленьких беженцев. Дети остаются детьми: они быстро сообразили, как лепить снежки, и сейчас устроили настоящее снежное побоище. Многие бегают в одних свитерках, в куртках нараспашку — и кашляют. С озабоченностью за ними наблюдает мужчина в медицинской одежде:
— Слышите, как они кашляют? Похоже, пациентов в ближайшее время может прибавиться…
Между тем вчера только за утренние часы к медикам обратились не менее 50 человек. У большинства из них наблюдаются симптомы переохлаждения, простуды, но есть и те, кто жалуется на желудок. Нескольких пациентов пришлось госпитализировать.
К слову, как рассказал Виктор Лискович, председатель Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания по образованию, науке, культуре и социальному развитию, с помощью беженцев удалось выяснить, что в центре временного пребывания находятся 22 женщины на разных сроках беременности. Есть инициатива организовать для каждой из них медицинское обследование, чтобы убедиться, что со здоровьем у будущих мамочек все в порядке:
— Мы их держим под контролем. Очень важно, чтобы они чувствовали уверенность в благополучии завтрашнего дня.
Только спокойствие
Белорусские власти, волонтеры, общественные организации и вправду делают все, чтобы облегчить жизнь беженцев. Они обеспечены крышей над головой, ежедневно получают горячее питание и медицинскую помощь. У ТЛЦ организована работа автолавок. Военные развернули полевую баню: между большими палатками для мужчин и женщин установлен резервуар, вода из которого поступает в душевую установку на базе автомобиля ГАЗ-66, а оттуда — в душевую сетку. Пропускная способность бани — 60—70 человек в час. Люди наконец получили возможность нормально помыться…
Скоро здесь будет баня
Невозможно равнодушно смотреть на мужчин и женщин, в глазах которых при виде любого нового человека загорается надежда: а вдруг это тот самый гонец, который принес счастливую весть о возможности воссоединения с родными в Германии?
Каждого ребенка, полураздетым выскочившего на снег, хочется приласкать, согреть. Всем! Кроме европейских чиновников, которым удается сохранять поразительное хладнокровие и общаться дежурными фразами. Впрочем, и к этому уже привыкли.
Что ж, с таким отношением тех, кто мог бы во взаимодействии с белорусскими властями быстро решить проблему беженцев, общественность тем более нуждается в быстрой, объективной и правдивой информации из ТЛЦ «Бремино-Брузги». Чтобы обеспечить качественную работу журналистов, здесь развернут мобильный пресс-центр. Это позволит подать сюда достаточную емкость интернет-канала, а также сформировать единое медиапространство.
Обстановка в лагере беженцев остается спокойной: люди прогуливаются, дремлют, занимаются своими делами, покупают в автолавке теплую одежду, обедают доставленными им макаронами с тушенкой. Самые страшные злоключения, избиения польскими пограничниками, жуткий душ из перца с инсектицидами остались позади. Теперь они ждут…
Сообщение Госпогранкомитета:
— Ночью, 23 ноября, группа иностранцев при попытке вытеснения польскими силовиками отказалась следовать в Беларусь и осталась возле польского заграждения, продолжая просить убежища в Польше. Для того чтобы разогнать беженцев, польские военнослужащие использовали взрывпакеты, которые перебрасывали через линию границы на территорию Беларуси, и слезоточивый газ. Подобные действия направлены на то, чтобы вызвать ответную агрессивную реакцию со стороны беженцев и создать предпосылки для очередной провокации на границе. Это уже не первое применение Польшей спецсредств на границе в отношении безоружных людей. Использование польской стороной взрывпакетов, светошумовых гранат, водометов и газа нарушает международные нормы права и является прямой агрессией в отношении уязвимых групп беженцев.