Международный форум «Беларусь мясная»: тенденции развития мирового рынка, наше место на нем и торговый ликбез

Без тумана и обмана

В третий раз собрались крупные игроки мясного рынка. Спикеры топ-уровня из ЕАЭС, Китая, Евросоюза и Объединенных Арабских Эмиратов проанализировали перспективы экспорта мяса и мясных продуктов и предупредили о рисках и вызовах в условиях глобальной конкуренции. Эксперты утверждают: тренд на увеличение объемов производства мяса сохранится. В 2020 году мировой прирост всех его видов достигнет 340 миллионов тонн. Опережающий спрос на свинину и баранину, затем — мясо птицы и говядину. Наши производители и экспортеры здесь, как говорится, в тренде. Сегодня самообеспеченность страны мясом и мясопродуктами достигает 136 процентов, весь дополнительный прирост производства направляем на зарубежные рынки. А к 2020 году объемы продаж нужно увеличить еще на 17 процентов.


Наши мясных дел мастера достигли очень неплохих экспортных результатов: страна входит в 20 мировых лидеров, причем по говядине охлажденной и птице занимает 7-е и 8-е место. О белорусском продукте знают не понаслышке в 17 странах. Но этого уже недостаточно. При такой острой конкуренции необходимо не только удерживать старые рынки, но и осваивать новые. Словом, проблемы все те же.

Начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов: «На каждом рынке свои предпочтения, не только вкусовые, но и способы приготовления, та же самая разделка. Специальные разрез, разруб, упаковка. Поэтому мы стараемся под конкретные рынки и страны экспорта внедрять те регламенты, которые пригодны для государства. Конечно, наши традиционные рынки сбыта — страны Евразийского экономического союза, СНГ. Но появляются и новые, например, Вьетнам, куда за 9 месяцев поставили субпродукты, мясо птицы и свинину на 3 миллиона долларов. Надо активнее осваивать китайский и рынки стран Персидского залива».

Не случайно спикеры форума особое внимание уделили анализу, на каких рынках и по каким правилам можно будет играть уже завтра. Ведь предстоит конкурировать в непростых условиях с такими тяжеловесами, как Аргентина, Бразилия и США, у которых значительно лучше климатические условия и более совершенный уровень технологий.
«Зарубежные продажи готовой мясной продукции растут из года в год на 25—40 процентов. За 9 месяцев этого года на зарубежных рынках заработали 724 миллиона долларов, что на 11 процентов больше аналогичного периода прошлого года».
Об экспорте продовольствия в Китай многие эксперты говорят если не с придыханием, то уж точно с почтением. Рынок огромный, дорогой и перспективный. Только по молоку оценивается в 55 миллиардов долларов в год. Для понимания его важности приведу название одной из презентаций на форуме: «Рынок Китая: борьба гигантов — США и Бразилия».

Да, в этом году мы начали активные продажи в страну говядины и птицы: за 9 месяцев заработали 1,1 миллиона долларов. Но, строго говоря, это первые робкие шаги, капля в море. Тому есть несколько причин и проблем. О них в форме видеообращения интересно и познавательно говорил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Китайской Народной Республике доктор экономических наук Кирилл Рудый.

Сегодня проще смотреть не на весь Китай, а на его отдельные провинции. Например, ВВП провинций Гуандун, Цзянсу или Шаньдун превышает триллион долларов. Отдельные китайские города по своей экономической мощи сопоставимы с европейскими государствами: ВВП Пекина — с Австрией, Шанхая — с Польшей, город Чунцин — это как вся Португалия.

Какие проблемы возникают при входе на китайский рынок? Самой распространенной Кирилл Рудый назвал «туман и обман»: «Из-за вашего незнания или чрезмерного доверия к китайскому партнеру вы можете спровоцировать ситуацию, чтобы вас обманули. Видя некомпетентность партнера, китайские предприниматели — сказано не в обиду, а как похвала — превращаются в актеров: постоянно меняют «маски» во время переговоров, могут напустить побольше тумана, чтобы намеренно показать сложность сделки. В итоге большинство компаний, которые заходят на китайский рынок, первые годы несут убытки, и по этой причине в том числе». Например, небезызвестная компания Roshen за первые 2 года понесла убытки около миллиона долларов, корпорация Mars — более 130 миллионов. Но, когда они вникли в нюансы, китайский рынок стал для них самым прибыльным.

Кирилл Рудый советует для начала найти качественного переводчика: «Ведь вы порой не знаете, на кого он работает — на китайскую сторону или на вас». Поэтому обязательный первый шаг — наем на работу сотрудников с китайским языком и опытом работы в Китае. Кроме того, в поисках партнера эксперт рекомендует обратиться на сайт нашего посольства, где пошагово расписано, как найти партнеров в Китае и как избежать основных проблем на первых стадиях.

Важно также понимать, что с Китаем можно и нужно выстраивать доверительные отношения по принципу «доверяй, но проверяй». Всегда придерживаться условий контракта, иметь несколько партнеров, никому не отдавать эксклюзивное право на поставки.

Вторая проблема, по мнению посла, форма расчетов. «Когда китайский партнер платит, всегда просит отсрочку 30, 60, 90 дней. Когда продает — всегда просит аванс. Это нормально в Китае — просить и торговаться. Были случаи, когда у одного партнера китайская компания брала аванс, у другого просила отсрочку и в итоге получала деньги «бесплатно». Поэтому оптимальная форма расчетов — аккредитив».

Существенный нюанс — риск потерять бренд. Китайский бизнес все делает для того, чтобы заставить белорусского партнера передать эксклюзивное право на поставку, управлять ценами, минимизировать конкуренцию на местном рынке.

Важно учитывать и такой чисто китайский дивертисмент: цена отгрузки со склада и конечная розничная могут отличаться в 5—8 раз. «Надо понимать, что наценка импортера начинается от 30 процентов, каждого участника дилерской сети — 20—30 и наценка китайских сетевых магазинов — 30—40 процентов. Все они складываются». Именно поэтому эксперт настаивает: чтобы основную добавленную стоимость и прибыль получать именно белорусам, надо открывать свои магазины.

Еще один малоосвоенный, да и, чего греха таить, малоизвестный нам огромный премиальный рынок — мусульманский, который забирает 25 процентов от всего потребления мяса. Глава представительства SDV Consulting Engineers в Беларуси Самир Шаммас убежден: в перспективе эта цифра будет только расти. Эксперт рассказал, что головной офис компании находится в столице Объединенных Арабских Эмиратов Абу-Даби, а в этом году открыли представительство в Минске.

Эмираты — свободный рынок, третий в мире по величине хаб для реэкспорта. Это огромные ворота, через которые должна проходить наша продукция. Страны залива в 2019 году, по самым скромным ожиданиям, съедят 4,3 миллиона тонн мяса. Это довольно большой объем. Самир Шаммас: «Например, Бразилия в 2016 году экспортировала в эти страны мяса на 6 миллиардов долларов, а импортировала на 2 миллиарда. Сальдо в 4 миллиарда долларов — неплохой результат. И в Беларуси есть потенциал для наращивания объемов экспорта мясопродуктов на наши рынки». Причем, если есть сертификат «Халяль» из организации, аккредитованной в Эмиратах, открываются почти все мусульманские страны, как минимум Саудовская Аравия, Египет и другие.

По мнению эксперта, мы тут чуть-чуть отстали: «И надо смотреть правде в глаза, это нужно было делать ни сегодня и не вчера. Это надо было делать позавчера».

Нет сомнений, наши экспортеры научатся работать и на мусульманских рынках. Не все сразу. В этом смысле показательна реплика главы одной из консалтинговых компаний из России Альберта Давлеева: «Я реально восхищаюсь тем упорством, с которым отрасль Беларуси готовит себя к прорыву на международные рынки. На прилавках российских магазинов белорусская продукция уже никого не удивляет — она там прописалась».

germanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter