Требования до плафона
Фрунзенский район — самый большой в Минске. Ведущий специалист управления контроля автотранспорта Транспортной инспекции по Минску и Минской области Леонид Чижов вводит в курс дела:— В первую очередь при проведении контрольных мероприятий мы обращаем внимание на техническое состояние и внешний вид автомобиля. Он не должен иметь неисправностей, при наличии которых запрещается участие в дорожном движении. Если авто не желтого цвета, то необходима желтая полоса шириной не менее 20 сантиметров по периметру. На борта, а также на опознавательный фонарь оранжевого цвета на крыше следует нанести шашечки. На передних дверцах должны быть указаны название перевозчика, ИП или транспортной фирмы и УНП — учетный номер плательщика. Затем осматриваем салон. Там должен находиться таксометр, совмещенный со СКНО — средством контроля налоговых органов. Отсутствие таксометра допускается только в случае, когда водитель работает исключительно по безналичному расчету через диспетчера, который зарегистрировал в установленном порядке свою информационную систему, то есть мобильное приложение. На видном месте следует прикрепить две информационные таблички. На одной — наименование перевозчика, контактные телефоны, а также данные о водителе и информация о местонахождении книги жалоб и предложений. На второй — тарифы поездок.
Пока специалист рассказывал о требованиях к таксистам, первый нарушитель не заставил себя ждать. Синий универсал Scoda… К слову, о том, что эта машина совершает коммерческие перевозки, свидетельствует лишь плафон сверху. Никаких наклеек, указаний, что именно за служба, нет.
— Я сейчас не работаю, машину гоню в сервис, — говорит водитель синего универсала.
— Тогда почему у вас плафон стоит? — интересуется инспектор.
Водитель не нашел что ответить и тут же поспешил снять единственный «признак», указывающий на машину-такси.
Да и, как оказалось, с документами у него не все в порядке. Мужчина вообще не должен перевозить людей: нет страховки об ответственности перед пассажирами. Если, не дай бог, что случится, пострадавшему никто не возместит ущерб.
Но с водителем Scoda инспекторы мирно распрощались. И вот почему:
— Признаки автомобиля-такси, но без пассажира, — объясняет Леонид Чижов. — Доказательств нет, что выполняет пассажирские перевозки. Скорее всего, как и большинство таксистов, не оклеил машину, но продолжает возить людей нелегально. Если бы был пассажир, который смог бы подтвердить, что вызывал таксиста через мобильную связь либо же от борта сел так называемого, то тогда ему можно было выписывать предупреждение. Потому что отсутствуют страховка перевозчика перед пассажиром, справка об окончании курсов водителя такси. Сейчас, так как не осуществляется коммерческая перевозка пассажиров, это не в компетенции Транспортной инспекции. Поэтому мы имеем право проверить только техпаспорт и водительское удостоверение.
Ночь больших заработков
Следующая остановленная машина — белая Кia. На бортах надпись «Яндекс.Такси». Здесь хотя бы все в порядке с внешним оформлением. Водитель — молодой человек, правда, опять без пассажира. И снова нет страховки об ответственности за пассажира и справки об окончании курсов. Дальше инспекторы дали парню время пройти курсы для водителей такси, затем со справкой необходимо явиться в Транспортную инспекцию.— Если мы вас еще увидим на линии до момента, пока справку не принесете, будет составлен протокол, — заключает Леонид Чижов и отпускает водителя.
К разговору подключается инспектор ГАИ Фрунзенского РУВД лейтенант милиции Никита Кириченок:
— Сейчас очень много молодежи идет в таксисты. И если у опытного водителя спрашиваешь, сколько заказов он берет в день, то цифра 20 будет нормой. Причем ездит такой профи с перерывами. В то время как только получившие права ребята пытаются прыгнуть выше головы и берут по 40 заказов в сутки.
За сутки инспектор ГАИ Никита Кириченок выявляет около 20 нарушений в сфере перевозок.
Отсюда и аварии, считают инспекторы. В конце августа практически в один день на гродненской трассе произошло сразу два ДТП с такси. 21-летняя девушка-водитель уснула за рулем и слетела в кювет. Ее с травмой шеи и ушибами доставили в больницу. Еще один водитель также уснул и врезался в попутный МАЗ. К сожалению, подобные сообщения периодически попадают в новостные сводки.
— Большинство людей идут в такси для подработки, а не для основного вида деятельности. Поэтому много нарушений именно из-за безграмотности, — считает Леонид Чижов. — Перевозчики пользуются этим моментом, заключают с ними не трудовые договоры, не принимают их по совместительству, а оформляют договор подряда, что противоречит действующему законодательству. И люди на свой страх и риск, отработав 8 часов на основной работе, садятся за руль. Накапливается усталость, снижается внимание. Например, агрегатор Яндекс позволяет водителю работать 16 часов в сутки, что является нарушением. Такой человек подвергает опасности жизнь пассажиров.
Попадаются инспекторам не только те, у кого непорядок с документами, но и без прав, и пьяные. По вине таких таксистов в прошлом году произошло 24 ДТП, в результате которых 25 человек получили травмы и один погиб.Еще бывает, рассказывает Никита Кириченок, что таксисты приезжают в выходные в Минск из регионов, чтобы заработать:
— Здесь таксуют по ночам, так как это самое прибыльное время. По сути, уже после часа ночи по городу ездят только машины такси. Так вот эти люди из регионов на своих авто работают в выходные, спят в машине и зарабатывают за день около 150 рублей. В воскресенье уезжают домой. И таких довольно много.
В то же время, как отмечает Никита Кириченок, к крупным и хорошо зарекомендовавшим себя службам такси претензий меньше всего:
— Водители имеют все необходимые документы, полностью оборудованную машину, как внутри, так и снаружи. Также они перед поездкой проходят медицинский и технический контроль. И естественно, с ними ездить безопаснее.
Юрий Важник, председатель Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте:
— Мы ведем статистику ДТП с участием такси. Я не скажу, что таких аварий много. Да, есть нарушения ПДД, небольшие ДТП. Но как явление, угрожающее здоровью людей, — такого нет. И все же, соглашусь, работать есть над чем. К примеру, было бы разумно муниципализировать такси, передать контроль за этой сферой городу. Это должен быть первый серьезный шаг. То есть не на уровне республики регулировать, лицензии должен давать город. То, что надо сделать с Яндекс.Такси, Uber, — электронизация. Имеется в виду автоматический контроль нетрезвого состояния, передача руля и так далее.
Понятно, что ребята-водители крутятся, хотят заработать. Но надо их чуть-чуть успокоить с помощью этой муниципальной системы, которая должна не просто контролировать, а помогать. Потому что работа тяжелая, нужно искать путь взаимодействия — система лицензирования вместе с городской ассоциацией такси.
Под знаком ответственности
Как правило, диспетчеры не несут ответственности за качество перевозки пассажиров. Они посредники. Их задача — свести водителя и пассажира, грубо говоря. А перевозка — ответственность водителя.— В этой сфере довольно часто не заключается вообще никаких документальных подтверждений трудовых отношений. То есть подключение происходит не по договору, а через мессенджеры. Водитель прислал паспорт, данные на автомобиль — его подключили, сделали аккаунт, и все. Он работает на перевозчика. Чтобы качество поездок было на высоте, количество аварий сошло на нет, надо ввести ответственность не только для водителей, но и для перевозчиков. Это будет более действенно, потому что на кону жизнь пассажира, — отмечает инспектор ГАИ Фрунзенского РУВД Никита Кириченок.
yankovich@sb.by