Культура — важнейшая составляющая национальной безопасности Союзного государства. В условиях стремительного роста технологий и открытого информационного пространства возникла необходимость создания единого творческого объединения двух стран и Кодекса чести деятелей культуры. Мы попросили народного артиста России, председателя комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по культуре, науке и образованию Николая Бурляева прокомментировать нововведения.
— Вызовы, с которыми мы столкнулись, побуждают нас к активному осмыслению нашего исторического пути, благодаря которому мы сохранились и создали общую великую культуру. Сейчас идет активный диалог между президентами Беларуси и России, но все усилия по интеграции будет сложно проводить без развития культуры, которая является столпом Союзного государства. Наша комиссия будет поддерживать те проекты на территории Беларуси и России, где аккумулируется все лучшее, что делается в культуре обеих стран. Сам факт, что Россия и Беларусь совместно реализуют культурные, образовательные и научные программы, имеет огромную нравственную ценность и напоминает нам, что самых великих достижений мы всегда добивались вместе.
Мы предлагаем 40 проектов в области культуры, науки и образования. Это и фильм о Сергии Радонежском, и молодежный хор Союзного государства, и воссоздание Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра, создание мини-фильмов о героях Беларуси и России. Мы уже предложили для этого сериала 30 персон.
— Вы предлагаете принять Кодекс чести. Зачем?
— Искусство может быть как полезным, так и вредным. Мы создаем Союз творческих объединений Беларуси и России, куда войдут руководители творческих союзов. В Америке был создан этически нравственный кодекс чести в 1932 году. Там прописано отношение к семье, флагу, религии. Необходимо принять Кодекс чести деятелей Союзного государства, чтоб не было так: что хочу, то и творю. Художник должен понимать свою ответственность.
— Что будет входить в союзный Кодекс чести?
— Мы боремся за то, чтобы представить матрицу славянского мира. Необходимо соблюдать уважение к флагу и государственной символике, уважительно изображать многовековую историю Беларуси и России, приверженность своим корням. Произведения искусства должны поддерживать священный институт брака.
— Вы принадлежите к послевоенному поколению художников, которые сохранили память о войне. Без этого не сыграли бы свои знаменитые роли в «Ивановом детстве» Андрея Тарковского и «Военно-полевом романе» Петра Тодоровского. Первая короткометражка «Мальчик и голубь» Андрона Кончаловского с вашим участием на фестивале в Венеции в 1962 году завоевала «Бронзового льва», а фильм «Иваново детство» получил «Золотого льва». В 90‑х годах вы стали президентом Международного кинофестиваля славянских и православных народов «Золотой Витязь». А сейчас снимаетесь?
— Я прекратил участие в съемках, но посниматься, видимо, еще придется.
Татьяна Хорошилова
sh@rg.ru
Николай Бурляев — о союзном Кодексе чести
Береги смолоду
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.