В свет вышла монография к очередному юбилею установления белорусско-китайских дипломатических отношений. В издании на русском и китайском языках заведующий кафедрой международных отношений Академии управления при Президенте Республики Беларусь, доктор исторических наук, доцент, профессиональный дипломат Валерий Мацель на основе архивных материалов предлагает взглянуть на этапы становления и развития сотрудничества между двумя странами.
Китай для Валерия Михайловича страна не чужая. С 2013-го по январь 2020-го он возглавлял генеральное консульство Республики Беларусь в Шанхае, большую часть своих научных изысканий посвятил белорусско-китайскому вопросу и знает о взаимоотношениях двух государств немало. Монография «Беларусь – Китай: 30 лет по пути дружбы и взаимовыгодного сотрудничества» - попытка обобщить накопленные знания и опыт.
- После распада СССР для нашей страны было чрезвычайно важным установить и развивать дружественные отношения с КНР – постоянным членом Совета Безопасности ООН, ядерной державой, динамично развивающейся страной, пользующейся большим авторитетом в мире. В свою очередь, в Китае также придавали серьезное значение сотрудничеству с Беларусью. Первый посол КНР в Минске Ван Синда отмечал, что «Беларусь является наиболее стабильным в экономическом и политическом отношении государством в СНГ, которое придерживается принципа нейтралитета и, будучи координационным центром СНГ, играет в Содружестве связующую роль». Архивные данные свидетельствуют, что КНР была среди первых иностранных государств, кто заявил о признании независимости Республики Беларусь и установил с Беларусью дипломатические отношения, - говорит Валерий Мацель.
Что можно назвать точкой отсчета в белорусско-китайских отношениях? Вероятно, инициированный дипломатами посольства КНР в СССР 1-м секретарем Чжу Чжаошунем и 2-м секретарем Ши Цзе визит в Минск 13-14 октября 1991 года.
- Работу по дипломатическому признанию Республики Беларусь и установлению двусторонних отношений со странами Азии приходилось начинать в крайне сложных условиях. Серьезной проблемой было почти полное отсутствие дипломатов, знавших восточные языки, - отмечает Валерий Мацель. – Тем не менее, после тщательного анализа ситуации на Востоке, была выработана оправдавшая себя тактика первоочередного открытия белорусских загранучреждений в отдельных, наиболее значимых государствах Азии, чтобы затем, используя их в качестве своеобразного плацдарма, осуществлять продвижение интересов Беларуси в другие государства региона. Поэтому было решено открыть первое белорусское дипломатическое представительство именно в Китайской Народной Республике.
Историк отмечает, что основа белорусско-китайских отношений, включая установление дипломатических связей, была заложена в ходе официального визита в Китай председателя Совета Министров Беларуси Вячеслава Кебича, состоявшегося 20 - 24 января 1992 года.
- Беспрецедентность организации и проведения этого визита в том, что Беларусь стала первым государством СНГ, направившей правительственную делегацию в Китай до официального установления дипломатических отношений между двумя государствами. Причем принимали белорусскую делегацию первые лица Китая - генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цзэминь, премьер Государственного совета КНР Ли Пэн, председатель Всекитайского собрания народных представителей Ян Шанкунь, - отмечает Валерий Мацель. – Интересная деталь: для того, чтобы встретиться с белорусами Цзян Цзэминь, совершавший в это время инспекционную поездку по стране, дал указание направить за нашей делегацией специальный самолет для ее доставки в город Уси.
Кстати, именно тогда Китай впервые посетил Александр Лукашенко, в то время еще народный депутат Верховного Совета республики.
- 20 января 1992 года были подписаны соглашения об установлении дипломатических отношений и о торгово-экономическом сотрудничестве. В документах подчеркивалось, что Беларусь и Китай намерены развивать отношения дружбы и сотрудничества “на основе принципов взаимного уважения и территориальной целостности, взаимного ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, а также мирного сосуществования”, - рассказывает Валерий Мацель. - Представляется важным, что в соглашении, по настоянию китайской стороны, нашел отражение тайваньский вопрос. В частности, в 3-й статье указано: “Китайская сторона подтверждает, что правительство Китайской Народной Республики является единственным законным правительством, представляющим весь Китай. Тайвань – необъемлемая часть территории КНР. Китайская сторона решительно выступает против любых попыток и действий, направленных на создание “двух Китаев”, “одного Китай и одного Тайваня”, “одной страны с двумя правительствами” или “независимого Тайваня”.
Белорусская сторона с уважением относится к этой позиции. В то же время и руководство КНР всегда выступает против вмешательства внешних сил во внутренние дела нашей страны, о чем открыто говорит. А это дорогого стоит.
В этой связи Валерий Мацель обращает внимание на слова Президента на VI-м Всебелорусском народном собрании. Тогда Александр Лукашенко отмечал, что стратегическое сотрудничество Беларуси с Китаем стало одной из причин атаки Запада на Беларусь в конце 2020 года: “Мне прямо в глаза было сказано: вы уходите от Китая, Китая не должно быть в центре Европы. На что я ответил: когда Евросоюз и США атаковали нас и экономику Беларуси раньше – лет пять-шесть назад – масштабными санкциями, Китай безоговорочно нас поддержал, открыл свою дверь для нас, и мы в нее вошли. И что, мы сейчас должны закрыть Китаю единственный путь в Европу через Беларусь? Мы не можем на это пойти». Тогда слова Главы государства еще раз наглядно продемонстрировали суть курса Беларуси, направленного на углубление и расширение стратегического сотрудничества с Китайской Народной Республикой.