2021-й запомнится годом серьезного законодательного обновления страны. Какие законы стали самыми резонансными?

Беларусь будет жить по своим законам

Защита исторической памяти,  борьба с экстремизмом и меры на случай форс-мажора: вспоминаем самые громкие законопроекты 2021 года

В течение уходящего года законодатели кропотливо перекраивали правовые нормы под существующие условия жизни нашего государства. В ситуации внешнего давления законотворчество стало одним из ключевых механизмов в отстаивании суверенитета нашей страны.

Консенсус, порой рожденный в жарких дебатах и спорах на узких заседаниях комиссий, был найден по каждому из рассмотренных Парламентом в прошедшем году вопросов. На заседания палат документы выносили уже тщательно подготовленными. Абсолютное большинство законопроектов принимались единогласно. По-другому и быть не могло, ведь речь шла о таких важных вещах, как сохранение независимости, защита национальной безопасности, охрана исторической памяти, основы образовательной системы страны и так далее. Вспомним самые громкие из них. К слову, многие из этих законопроектов уже подписаны Президентом и некоторые вступили в силу.

Историческая память

В апреле этого года Генеральный прокурор Беларуси Андрей Швед возбудил уголовное дело по факту геноцида белорусского населения. Следом был принят проект Закона «О недопущении реабилитации нацизма», разработанный для комплексного регулирования вопросов противодействия реабилитации нацизма с учетом норм модельного закона Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ «О недопустимости действий по реабилитации нацизма, героизации нацистских преступников и их пособников».
В декабре депутаты сразу в двух чтениях приняли, а сенаторы одобрили авторский законопроект «О геноциде белорусского народа». Документ был создан в целях сохранения исторической памяти, укрепления национальной безопасности, противодействия фальсификации событий и итогов Второй мировой войны.  

3 июля 2021 г. Праздничный салют возле музея истории Великой Отечественной войны.

Общественный порядок

Цену общественной безопасности мы узнали в прошлом году, когда незаконные сборища, именовавшие себя «мирными», в момент превратились в броуновское движение, желающее смести все на своем пути, добиваясь свержения государственного строя. Когда специалисты проанализировали произошедшее, стало понятно, что в законодательство нужно внести существенные коррективы.

В связи с этим парламентариями был принят проект закона, который меняет правила организации массовых мероприятий в стране. Документ упраздняет уведомительный порядок организации и проведения массовых мероприятий. При этом дает право местным исполнительным и распорядительным органам самим определять места, рекомендованные для проведения таких мероприятий. Законодатели также прописали запрет на сбор, получение и использование денег и другого имущества для возмещения расходов, обусловленных привлечением лица к ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.

Изменения в УК

Уголовный кодекс в этом году также претерпел немалые изменения. Так, криминализируется ответственность за налоговое мошенничество, уклонение от уплаты страховых взносов, от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению налогов и сборов.
Усиливается уголовная ответственность за экстремистскую деятельность, незаконное предоставление информации о частной жизни и персональных данных граждан, иные преступления. Реальный срок может грозить и за клевету, надругательство над государственными символами, дискредитацию, призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности нашей страны, сопротивление сотруднику органов внутренних дел или иному лицу при выполнении ими обязанностей по охране общественного порядка.

Призывы к санкциям

Законопроект, усиливающий уголовную ответственность за призывы к санкциям и другие действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Беларуси, был представлен в Парламент в октябре. Уже через месяц его приняли единогласно. Так, проектом закона предлагается наказывать указанные действия по части 1 статьи 361 УК ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет, по части 2 — лишением свободы на срок от трех до десяти лет, по части 3 — лишением свободы на срок от четырех до двенадцати лет.

­Экстремизм

В этом году Парламентом также был разработан и принят законопроект «Об изменении законов по вопросам противодействия экстремизму».

В стране впервые законодательно закрепили определения терминов «экстремистская символика и атрибутика», «экстремистское формирование», расширяется определение терминов «экстремизм», «экстремистские материалы».  

Закон расширяет и определяет перечень государственных органов — субъектов противодействия экстремизму, включая в него органы внутренних дел, органы госбезопасности, прокуратуры, пограничной службы, таможню, СК, КГК и многие другие. Органам госбезопасности, внутренних дел и прокурору предоставлено право объявлять официальное предупреждение при выявлении в действиях гражданина признаков, свидетельствующих о совершении экстремистских действий, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности.

В документе четко прописано, кто, как и на каком основании может признать организацию причастной к экстремистской деятельности и какие последствия для нее это будет иметь.  

На случай беды

В мае был принят к сведению Декрет ­Президента № 2 «О защите суверенитета и конституционного строя». Документ устанавливает следующее правило: в случае гибели Главы государства вследствие покушения, совершения акта терроризма, внешней агрессии, иных насильственных действий все государственные органы и их должностные лица действуют в соответствии с решениями Совета Безопасности, на заседаниях которого председательствует Премьер-министр.

При этом на территории страны незамедлительно вводится чрезвычайное или военное положение, а Советом Безопасности Республики Беларусь определяется перечень мер по их обеспечению, обязательных для всех и подлежащих безусловному исполнению.

Защита

Под атакой в прошлом году оказались сотни, если не тысячи представителей правоохранительных, контролирующих органов, сотрудников органов государственной охраны, представителей судейского корпуса. В Парламенте отреагировали на эти тенденции. Был принят документ, который меняет закон о государственной защите. В частности, законопроект предусматривает возможность государственной защиты военнослужащих Вооруженных Сил. В перечень защищаемых лиц включена новая категория — иные лица, подлежащие государственной защите в связи с посягательством на их безопасность.

Национальная безопасность

Проект Закона «Об изменении законов по вопросам обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь», принятый депутатами и одобренный сенаторами, вносит изменения в ряд профильных законов, которые касаются деятельности правоохранительных органов. Так, например, согласно документу, органы внутренних дел относятся к военизированным организациям, закрепляются основания и пределы ограничения открытости (гласности) реализации функций органов внутренних дел, совершенствуются основания и порядок применения оружия и спецсредств в установленных законом случаях, а также расширяется перечень случаев применения боевой и спецтехники для целей обеспечения общественной безопасности и охраны общественного порядка.

В стране впервые законодательно закрепили определения терминов «экстремистская символика и атрибутика», «экстремистское формирование», расширяется определение терминов «экстремизм», «экстремистские материалы».  

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Наталья ­КОЧАНОВА, председатель Совета Республики, на закрытии шестой сессии Совета Республики Национального собрания седьмого созыва:


— Главная цель законодательных новаций — сохранение суверенитета и независимости Республики Беларусь, ее национальных интересов, обеспечение безопасности наших граждан и их права самим определять свое будущее.

Многие важные вопросы по совершенствованию законодательства удалось решить благодаря конструктивному и слаженному взаимодействию с Правительством, республиканскими и местными органами власти.

Мы и впредь должны своевременно принимать необходимые нормативные правовые акты, действовать оперативно и на упреждение, а также предельно ответственно относиться к выполнению полномочий, которые сегодня нам предоставлены законодательством.

Владимир Андрейченко, председатель Палаты представителей, на закрытии шестой сессии Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва:


— Задачи, стоящие перед страной в Год народного единства, потребовали слаженных действий всех органов власти по защите суверенитета, базовых ценностей белорусского народа и обеспечению достойного уровня жизни наших граждан. Главный результат проведенной работы в том, что национальная экономика продолжает расти, предприятия работают в штатном режиме, увеличиваются объемы белорусского экспорта, а на улицах городов обеспечены законность и порядок. Это доказывает эффективность мер, принятых Главой государства по сохранению страны и привлечению всех патриотических сил общества к обсуждению стратегии ее развития.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter