Каким может быть статус Всебелорусского народного собрания

Баланс ветвей власти

ВНС — явление уникальное, но в то же время имеет мощную историческую основу. Его любят сравнивать в том числе и с народным вече в древности. О том, почему Всебелорусское народное собрание — это актуальный формат для современной политики, рассказала Елена Дашкевич, кандидат исторических наук, доцент, заместитель директора Института управленческих кадров по идеологической, воспитательной работе и социальным вопросам Академии управления при Президенте Республики Беларусь. 

В время VI Всебелорусского народного собрания было анонсировано проведение республиканского референдума по внесению изменений в Конституцию в 2022 году.

Пролог к конституционной реформе

В проекте Конституции, которая вынесена на референдум, предлагается добавить новую главу, касающуюся Всебелорусского народного собрания. Почему важно закрепить статус ВНС в Основном Законе страны? 

— Наша государственность сформировалась, пройдя долгий и сложный исторический путь. Это в значительной мере повлияло на особенности госстроительства и функционирования политической системы, — отмечает Елена Дашкевич. — Традиционным для нашего народа является его включенность в решение стратегически важных задач, направленных на сохранение и укрепление собственной государственности.

По мнению эксперта, именно регулярное проведение общереспубликанских народных форумов гарантирует стабильность выбранного политического пути: 

— Консолидированный формат рассмотрения ключевых задач и направлений развития государства обоснованно закрепился в суверенной истории: с 1996 года в нашей стране прошло шесть Всебелорусских народных собраний. Фактически они стали прологом к нынешнему конституционному реформированию. Вполне логично, что сегодня ВНС требует закрепления своего правового статуса.

В чем уникальность ВНС? Это прежде всего самобытная модель белорусского народо­властия. 

Исторически обусловленный демократический институт, характерный в целом для славянского менталитета и имеющий свою уникальность, связанную с особенностями истории нашей государственности, — считает историк. — Стремление белорусского народа к сохранению собственной государственности опирается на понимание глубины исторической традиции, поэтому непременно станет положительным примером для наших ближайших соседей, с которыми нас связывает общее многовековое прошлое. В условиях внешнеполитической турбулентности, политических вызовов и угроз необходимо определить направления дальнейшего развития Беларуси, объединиться для достижения актуальных целей и задач. Внутренняя стабильность государства поможет очертить правильный вектор будущих внешнеполитических отношений. 

Это способно дать импульс любому государству, которое стремится к конструктивному развитию международных отношений, миру и процветанию.
Белорусы не должны забывать о том, что они — сильный, стойкий и благородный народ, достойный строить государство без посторонней помощи. Сейчас мы должны продолжить выбранный путь, чтобы сохранить свои достижения и передать молодежи гордость и славу нашей земли. В период глобальной трансформации именно национальная идентичность позволит сплотить общество и создать механизмы защиты государственности, расставив точки устойчивости социально-экономической и политической систем.

Компас для будущего

Каждое Всебелорусское народное собрание ставило перед собой отличительную ключевую цель. Если посмотреть на них, то можно увидеть эволюцию независимого государства. Так, в 1996-м ВНС прошло под слоганом «Только народ вправе решать свою судьбу». 

— Тогда Александром Лукашенко был представлен анализ развития страны за первые годы независимости. Положительная динамика ярко свидетельствовала о том, что белорусский народ способен самостоятельно развивать собственную государственность, строить будущее своими руками, не зависеть от внешнего влияния, решая свою судьбу, — подчеркивает Елена Дашкевич.

В 1996-м был взят курс на социально ориентированную рыночную экономику, рассмотрена и принята первая Программа социально-экономического развития на 1996—2000 годы. В приоритетах оказались экспорт товаров и услуг, жилищное ­строительство, развитие АПК. Уже на ВНС в 2001 году, подводя итоги за пять лет, стало ясно, что ключевые направления оказались правильными. Новый слоган звучал так: «За сильную и процветающую Беларусь!». 

Последующие Всебелорусские народные собрания проходили по заданному в самом начале формату. В прошлом феврале, не изменяя традиции, во Дворце Республики собралось свыше 2,5 тысячи делегатов со всей страны. Как обычно, подводили итоги и рассматривали приоритетные направления развития Беларуси на пятилетку. 

— Обсуждение и планирование программ развития страны с участием народных представителей вносит максимальную прозрачность в проведение государственной политики. Народ имеет возможность включаться в процесс принятия ­важнейших решений, корректировать направления развития страны исходя из объективных обстоятельств, своевременно реагировать на изменения внутренних и внешних факторов, — уверена кандидат исторических наук. — ­Несмотря на то что на всенародные обсуждения следует выносить вопросы стратегического характера, участие в планировании позволяет проследить эффективность и результативность принятых решений, разделить ответственность, выработать наиболее подходящие методы достижения поставленных целей.


Ставка на взаимодополняемость

Во время Послания белорусскому народу и Национальному собранию Александр Лукашенко, говоря о ВНС и его возрастающей роли, отметил, что «двоевластия не будет». За счет чего будет сохраняться баланс ветвей управления государством?

— Закономерно, что Всебелорусское народное собрание предлагается сделать высшим органом народовластия в нашей стране. Для Беларуси характерно сохранение сильной власти Президента. Исторические периоды, когда наше общество оказывалось без стабильного управления, негативно отобразились в памяти старшего поколения вместе со страхом анархии и гражданской войны. Поэтому Всебелорусское народное собрание не должно довлеть над Главой государства, — говорит Елена Дашкевич. — В то же время политическая система в Конституции выстраивается так, чтобы каждая ветвь власти была сбалансирована и имела рычаги воздействия на другую, если та предпримет попытку нарушить конституционные устои и законодательство. Всебелорусское народное собрание должно иметь достаточно полномочий для выполнения своей основополагающей функции — способствовать сохранению мира и стабильности, преемственности поколений и гражданского согласия.
Владимир Андрейченко, председатель Палаты представителей Национального собрания:

— За нами — подготовка законопроекта о Всебелорусском народном собрании. Работа по нему начата. Всем депутатам надо подключаться к этому процессу, вносить предложения в Постоянную комиссию по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту по этому законопроекту. Нам надо будет очень внимательно и комплексно подойти к обновлению законов о Национальном собрании, статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики. И после того как мы отработаем эти законопроекты, нам предстоит серьезная работа по регламенту Палаты представителей, чтобы на очередной сессии мы эти вопросы рассмотрели.
kurak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter