Мастер Руслан Макаревич.
Благословение Купфера
Со дня открытия мастерской в помещении Пинского государственного профессионального лицея строителей прошло четыре года, и сегодня очевидно: 50 квадратных метров мало! Надо бы еще несколько рабочих мест, склад, музей…В музей, кроме инструментов, Макаревич поставил бы два печатных издания — книгу «Изготовление и ремонт щипковых музыкальных инструментов» и журнал «Наука и жизнь» за 1986 год со статьей «Слово о балалайке» Марка Купфера. Руслан Олегович нежно называет эти издания своими букварями. И рассказывает, как мечтал увидеться с Купфером. Моему удивлению нет предела! Скромный полешук, окончивший музыкальную школу и получивший образование инженера в техническом вузе, отважился просить о встрече мастера спорта СССР, шестикратного рекордсмена мира в классе моделей вертолетов, лауреата Ленинской премии?
— Марк Александрович — легенда! — убежден Макаревич. — Он провел исследование, которое пролило свет на имена мастеров, стоявших у истоков создания целого семейства народных инструментов. А еще создал балалайку «Москвичка» — удобной формы, с изящной отделкой, красивым тембром. Сейчас это кажется невероятным, но мастер меня с радостью принял в Москве, я у него гостил несколько дней. Поделился со мной наработками, расчетами, эскизами, благословил и вдохновил.
Из Шихово — с рубанками
Занимаясь в минской Ленинке во время учебы в аспирантуре, Макаревич читал не только техническую литературу. В перерывах не курил, как другие, а искал статьи о балалайках. В итоге составил список из десятка известных мастеров народных инструментов из Москвы и Ленинграда. Пришло время, и он поехал с ними знакомиться. Но это были голодные 1990‑е: развалился Советский Союз, рушились связи, супруга в декретном отпуске. Как удалось? Руслан Макаревич в том поступке не видит ничего удивительного:— Даже во время учебы мы, участники вузовского оркестра народных инструментов, ездили к мастерам, чьи имена написаны на балалайках. Просили о техническом обслуживании, ремонте. А после учебы я работал по специальности, уже научился ремонтировать инструменты, что было востребовано, так что скопил немного денег на поездку. Супруга Оксана Михайловна мое хобби поддерживала, мы же с ней благодаря любви к балалайке и познакомились!
Не все мэтры встретили настырного полесского парня с распростертыми объятиями. Конкурент как-никак. Самой удачной оказалась поездка в подмосковную деревню Шихово, где с XVIII века занимались изготовлением деревянных музыкальных инструментов.
— Вдова известного мастера династии Симаковых распродавала его инструменты, я купил у нее уникальные бронзовые рубаночки, стамесочки, рашпили ручной работы. Для меня они на вес золота, в нынешние времена такое просто так не приобретешь.
Мастерская чистого звука
Первым созданным Макаревичем музыкальным инструментом была именно балалайка:— Имея наработки Купфера и право на их использование, мне не пришлось изобретать велосипед. Плюс перед глазами были две балалайки известных мастеров, на которых играла моя жена. Но навыков не хватало. Потому свой первый инструмент делал трудно и долго.
Сейчас на счету мастера полторы сотни балалаек и домр. Со стороны кажется, что достаточно выпилить нужные детали и собрать их как конструктор. На самом деле процесс сродни ювелирному искусству.
Чтобы изготовить один музыкальный инструмент, нужно усердие и терпение на 200 часов работы, это месяц. Балалайка состоит примерно из 100 деталей. Основные элементы — корпус, гриф, дека, струны. Плюс анкер.— Обычно анкеры ставят в гитары. А мы еще и в балалайки, — уточняет особенности своих произведений Руслан Макаревич. — Анкер не дает грифу искривляться под натяжением струн.
Отдельный вопрос — звук. Сейчас его можно настраивать с помощью программы из интернета. Но мастер предпочитает каждую реечку, планочку простучать, вызвучить.
— У меня строгий судья — супруга. Она помогает получать обратную связь, так как на моих инструментах играют ее ученики.
Ручной работы балалайку и домру мастер оценивает в сумму от 3600 до 4000 рублей. Простые балалайки, из более дешевых материалов, но созданные с такой же любовью, стоят 1000 рублей. Цифры, на взгляд обывателя, немалые, но все равно ниже зарубежных аналогов.
Суть — в деталях
В 1990‑е музыкальные инструменты в Пинске начал создавать не только Руслан Макаревич. Преподаватель детской школы искусств Юрий Дубновицкий делал лютни и гитары, инженер Николай Ярмольчук — электрогитары. Откуда брали материалы? Мастер признается:— У Пинской мебельной фабрики было много друзей в Африке. Потому к ним шло редкое дерево.
Сегодня пинские мебельщики в основном используют древесину из белорусских лесов. А вот мастера по изготовлению народных инструментов к импортозамещению относятся без энтузиазма.
— Перед нами ставилась задача сделать инструменты из местных пород. Сегодня в стране большая потребность в концертных инструментах, мы должны всех обеспечивать, — продолжает тему собеседник.
— Для электрогитар можно использовать нашу ольху. Отлично подошла! Для балалаек и домр пробовали наши клен, бук, граб, но они не обладают яркой текстурой, инструмент звучит не так, как хотелось бы. Из такого материала можно сделать массовку, ширпотреб. В итоге мы займем нишу дешевых инструментов, на которые потратим те же часы стараний, а звучание получится другим.Чтобы балалайка или домра зазвучала в соответствии с требовательным музыкальным вкусом, нужно эксклюзивное дерево: волнистый клен, канадский кедр, эбен, палисандр, шоколадное дерево че, резонансная ель, венге, тайгервуд или гонкало, орех. Порезанная на тонкие дощечки древесина должна быть выдержанной — высохнуть в естественных условиях, прежде чем попасть в мастерскую.
Сегодня материал продается через интернет. Руслан Олегович как-то съездил в Индию на разведку и прислал оттуда несколько посылок. Случаются интересные находки и в родных пинских пенатах.
— Вот, например, — показывает мастер на кусок половой доски. — Это ведь покрашенное красное дерево.
В мастерской изготавливают инструменты, которыми можно пользоваться не один десяток, а может быть, сотни лет. Главное — соблюдать условия хранения, подчеркивает Руслан Макаревич:
— Первое — температура от +15 до +25 градусов Цельсия, второе — влажность не выше 60 процентов. Хранить надлежит в кофре или темном чехле, чтобы не попадали солнечные лучи. При транспортировке необходимо ослабить струны.
Инструмент по состоянию души
История гильдии пинских мастеров, которые и сегодня занимаются изготовлением музыкальных инструментов, начиналась как под копирку, отмечает Николай Ярмольчук, который помогает Руслану Макаревичу изготавливать балалайки и домры, а для души делает электрогитары:Мастер Николай Ярмольчук.
— Говорите, мы активизировались в свое время благодаря мебельной фабрике? Не без этого. Но главнее все же тот факт, что в 1980 — 1990‑е в Пинске была музыкальная движуха. Хотелось играть, а не на чем. Некоторые взялись делать инструменты сами. Первая мастерская — подвал, столярные инструменты — молоток, долото и наждачная бумага. Потом каждый из нас пришел к выводу, что нужно учиться, постигать теорию по крупицам.
С открытием мастерской по изготовлению и ремонту музыкальных инструментов ускорился прежде всего сложный процесс изготовления балалаек и домр. Работы прибавилось в разы. Руслан Олегович с Николаем Васильевичем с трудом справляются с заказами.
Надо брать учеников. На это Макаревича нацеливал в 2018 году после встречи с творческой молодежью и Александр Лукашенко, который поручил Министерству культуры помочь мастеру. Тогда Глава государства отметил: «За тобой — школа. Пока ты один, но у тебя должно быть больше помощников».Программа для школы разработана, и потенциал имеется — учащийся Руслана Макаревича является обладателем диплома Министерства образования по итогам республиканского смотра инновационного и технического творчества за разработку электробалалайки. Однако очередь из самородков под окнами не выстраивается, сожалеет мастер:
— Нужен не просто хороший музыкальный слух и руки, нужно желание. Ищем таких детей, чтобы глаза горели.
…Примостившись на стульчиках в мастерской, которая уже стала тесной, мы философствовали о вдохновении, которое дает музыка, о том, в каком состоянии не стоит браться за столь тонкую работу. Рассуждали о балалайке, домре, лютне, скрипке как о старинных белорусских народных инструментах. И мне подумалось, что таких одержимых, как Макаревич, Ярмольчук, Дубновицкий, больше не появится. На что Николай Васильевич неожиданно ответил:
— К Дубновицкому недавно девушка из столичного «кулька» приезжала. Огонь! Делает гитары. Из нее толк точно будет...
ЦИФРЫ
С октября 2018‑го по декабрь 2022 года за счет средств госпрограммы «Культура Беларуси» и иных источников для учреждений сферы культуры и образования страны закуплены 6728 инструментов на сумму более 40,5 миллиона рублей. Создано новое предприятие — фабрика фортепиано в Минске, к работе подключились отдельные мастера, которые специализируются на создании различных видов музыкальных инструментов высокого качества.
ЭТО ИНТЕРЕСНО
В июле Госдума России приняла закон о маркировке всех смычковых инструментов при вывозе за границу для предотвращения перемещения раритетов под видом новоделов. Для получения разрешительного документа на временный вывоз струнно-смычковый музыкальный инструмент или смычок должен быть промаркирован вне зависимости от того, представляет он собой культурную ценность или нет. На инструменты будут наносить химическую и радиочастотную метки, информация о которых будет фиксироваться в протоколе.