Как рост числа автомобилей в деревнях меняет жизнь сельчан?

Автомобиль у сельского дома

В последнее время много информации о значительном материальном улучшении нашей жизни за последние 30 лет. Действительно, гордиться есть чем. Достаточно сказать, что средняя зарплата в долларовом эквиваленте за это время выросла в 30 раз. Продуктов и одежды с избытком, они всем по карману. Хочу затронуть один весьма важный аспект благополучия. Им у нас, как и во всем мире, всегда считался личный легковой автомобиль. Поделюсь в связи с этим впечатлениями от увиденного своими глазами.


В советское время личные легковые автомобили были настоящей роскошью. Их было мало, а в деревнях — у считаных людей. При этом использовались лошадки под капотом редко и не для повседневных поездок. Но со временем ситуация стала меняться.

Лет 15 назад в родной деревне обратил внимание, как женщина садится в довольно крутую для того времени машину.

— Кто это? — спросил у знакомого.

— Заведующая фермой, собирается на работу, — ответил он.

Тогда это было еще в новинку. А сейчас стало обыденностью. Как‑то по делам был на ферме. Подъезжает легковушка. Оказывается, мужчина привез жену на работу. Во многих местах, если до такого объекта далеко, это делают централизованно, транспортом хозяйства. А там ферма была рядом, можно от дома пройти пешком. Однако в тот день поздней осенью на улице было сыро и неуютно. Вот муж и решил сделать супруге доброе дело. Кстати, потом она рассказала, что после доения коров приняла душ на ферме и там же феном высушила волосы. Еще одно достижение нашего времени. Затем позвонила супругу — он снова отвез ее домой...

Подобных примеров можно привести огромное количество. И это неудивительно. За 30 лет условия труда в АПК улучшились кардинально, количество легковых автомобилей в личном пользовании выросло многократно.

Недавно в очередной раз был в родной деревне. Обратил внимание:
легковые автомобили стоят буквально через двор, а то и у каждого дома. Бросилось в глаза, что значительно больше появилось новых. Значит, сельчане, как и горожане, покупают их в лизинг, рассрочку, используют другие привлекательные финансовые инструменты. Словом, нормой жизни для них стал известный рекламный лозунг «Бери сегодня — плати завтра».
Естественно, автомобиль, особенно новый, вещь недешевая. Поэтому закономерный вопрос: откуда деньги? Руководитель хозяйства в родной деревне пояснил:

— У нас доярки получают более 2,5 тысячи рублей в месяц, заведующие фермами — свыше 3 тысяч, механизаторы в горячую пору — 5 тысяч.

Для таких расходов должны быть хорошие доходы. Они есть. Достаточно сказать, что хозяйство доит от коровы за год около 10 тысяч килограммов молока. Высокие урожаи дают все сельхозкультуры.

Для чего сегодня сельчанину нужен автомобиль, кроме поездок на работу? Из разговоров со многими людьми вырисовываются примерно такие варианты: не нужно пользоваться автобусом, подстраиваться под расписание, чтобы отправиться в город за продуктами или другими покупками. Можно съездить в гости к детям, родным, знакомым, независимо от того, живут они в городе, соседней или дальней деревне. Наконец, для отдыха. Отправиться на рыбалку, не боясь расстояния, пикник или еще куда‑то. Не одной же работой жив человек. А еще обратил внимание, что мужчины любят похвастаться, как это принято везде, хорошей машиной. Или поспорить, у кого она круче.

Сейчас жизнь в деревнях не такая, как была в советское время или даже 30 лет назад. Тогда сельчан было гораздо больше. Соответственно, почти в каждой деревне работали магазины. Сейчас людей там поубавилось. Достаточно сказать, что количество работающих в сельхозпредприятиях сократилось более чем в четыре раза. Но при этом что важно: продукции они производят значительно больше, чем в начале 1990‑х годов.

Сокращение количества жителей привело к тому, что в иных деревнях невыгодно стало держать торговые точки. На центральных усадьбах они есть всегда, а вот в малых населенных пунктах их начали закрывать. Да, туда регулярно ездят автолавки, люди покупают все необходимое. Но многим такого сервиса мало. Вот тут и весьма кстати личный автомобиль. Он уравнивает горожанина и сельчанина как в расстояниях, так и в возможности доставки любого количества и качества разных товаров.

Есть множество способов оценки роста благосостояния. Оставим их экономистам. Но если говорить популярно, существенное увеличение количества легковых автомобилей в деревнях, возможность с их помощью позволить себе быстро получить любые достижения современной цивилизации — самый верный показатель.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter