Пандемия COVID-19 усугубила вирус деглобализации мировой экономики. Таким мнением с БЕЛТА поделился аналитик Белорусского института стратегических исследований кандидат философских наук Виталий Демиров.
Пандемия коронавируса нового типа в конце концов завершится. Но последствия мировая экономика будет ощущать на себе достаточно долго. Для нее ситуация с COVID-19 усугубила "вирус деглобализации и в какой-то степени реиндустриализации", отметил эксперт. Впрочем, начало процессу было положено раньше.
— Речь идет о структурном финансовом кризисе, кризисе долговых активов. Известно, что совокупный мировой долг в 2019 году превысил 200% ВВП. Ситуация, когда высок этот показатель, высоки темпы инфляции, очень плохая, — констатировал Виталий Демиров.
— Нынешний кризис близок к системному. Задача для мировых центров — войти в него плавно. Сегодня мы видим, как перестраиваются глобальные цепочки добавленной стоимости. Уже говорят не о мировом глобализме, а о больших макрорегионах стабильности, — обратил внимание эксперт.
В связи с этим целесообразно менять приоритеты в экспортной, монетарной, инновационной политике. Больший упор стоит делать на внутренний рынок и увеличение внутренней платежеспособности.
— Это будет подушкой безопасности, плацдармом для экспортной экспансии. А она должна ориентироваться на премиальные сегменты рынков, — считает Виталий Демиров.
В качестве примера он привел европейский рынок общественного электротранспорта, на котором пока не так много производителей с таким же ресурсом, как у белорусов. Чтобы упрочить свои шансы на занятие премиальных рынков, возможно даже укрупнение производств, чтобы усилить синергетический эффект, полагает аналитик БИСИ.
Виталий Демиров солидарен с мнением зарубежных коллег, что в мировой экономике наступает эра дефляции. Нынешнюю ситуацию он сравнил с Великой депрессией.
— Она возникла из-за глубокого дефляционного шока, а он хуже инфляционного. Именно поэтому самое главное сейчас — основной производственный фонд предприятий. Если он будет современным, то дефляционный шок удастся пройти плавно. Все остальные показатели вторичны, — сказал эксперт.
Падение производства, рынка услуг, снижение потребительского спроса спровоцировало введение карантинных мер из-за COVID-19. Пожалуй, не осталось отраслей, на которых бы это не отразилось. В числе первых серьезный шок испытал туризм, в котором занято более 300 млн человек, или около 10% от всех работающих в мире. Снизилась инвестиционная активность. Крупные международные институты, такие как МФВ, Всемирный банк, прогнозируют существенное сокращение мировой экономики в 2020 году.