Академик Иван Шейко — о новых эффективных породах молочного скота

Академик Иван Шейко: «Если у голштинов 2 — 2,5 лактации, то у красных — по четыре отела и нулевое выбытие. Понимаете, что это значит в масштабах страны!»

Динамика, с которой прибавляет наша молочная отрасль, не может не вызывать уважения. Шесть с лишним процентов роста к 2022 году по итогам прошлого — 8 миллионов 140 тысяч тонн валового производства молока. В первом квартале 2024‑го 8,5 процента роста к предыдущему — итоговая цифра года, а это 8,5 миллиона тонн молока, обретает вполне реальные очертания. И если учесть, что самообеспеченность по молоку у нас более 260 процентов, то понятно, что в миллиардах долларов сельхозэкспорта львиная доля именно за молочными продуктами. Но если задаться вопросом, где истоки молочных рек, что позволяет прибавлять, то ответ, лежащий, кажется, на поверхности — технологии, хороший уход и кормление животных, — окажется неполным без такого огромного пласта работы, как селекция, повышение генетического потенциала животных, выведение новых пород. И лучшего собеседника, который мог бы посвятить в тонкости этой скрупулезной работы, чем академик, первый заместитель директора НПЦ по животноводству НАН Беларуси Иван Павлович ШЕЙКО, не найти. Много десятилетий один из старейших ученых страны посвятил именно селекции животных и побеседовать на эту тему с корреспондентом «СГ» охотно согласился.

— Иван Павлович, насколько глубоко нужно погрузиться в историю, чтобы ответить на вопрос, когда у нас в стране начали плотно заниматься селекцией молочного скота?

— Почти на сто лет. В 1927 году на базе нескольких племсовхозов Минской области, которые в 1935 году вошли в состав только что организованного госплемрассадника, начали работать с красным белорусским скотом. Центром племенной работы в западных областях Беларуси была Свислочская, а в послевоенный период — вновь организованная Василишковская опытная станция животноводства.

Целенаправленная работа по генетическому улучшению белорусской популяции черно-пестрого скота берет начало с середины шестидесятых годов: специальным постановлением Совет Министров страны потребовал усилить работу по разведению и совершенствованию существующих и выведению новых высокопродуктивных пород скота. Обязательное условие — приспособленность животных к местным природно-климатическим условиям.

Исполнителем работ по созданию белорусского зонального (внутрипородного) типа черно-пестрого скота с удоем 6 тысяч килограммов молока в год с жирностью 3,8 — 3,9 процента был определен тогдашний Белорусский НИИ животноводства. При выведении этого типа применялось простое воспроизводительное скрещивание местного черно-пестрого скота с голштинской породой и черно-пестрыми породами западноевропейской селекции. В итоге первого 1 марта 1991 года было выдано авторское свидетельство на новый заводской тип скота черно-пестрой породы под названием звезда. Молочная продуктивность коров нового типа в хозяйствах-оригинаторах, племзаводах «Красная звезда» Клецкого и «Кореличи» Кореличского района на время апробации составила 6146 килограммов жирностью 3,8 процента. К 1995 году была создана популяция внутрипородного типа численностью 3,2 тысячи коров. Их продуктивность по наивысшей лактации составляла 6326 килограммов с содержанием жира 3,91 процента и белка — 3,21. Это и была та база для успешной дальнейшей работы по выведению отечественной породы черно-пестрого скота. В 2001 году была апробирована и утверждена белорусская черно-пестрая порода крупного рогатого скота, которая явилась национальным достоянием Республики Беларусь.

— Расскажите, пожалуйста, о самом процессе создания породы. С чего все начинается и когда эту работу можно считать законченной? Сколько времени это занимает?

— Предыдущие две породы скота молочного направления создавались на протяжении 20 лет, сейчас новейшие достижения в селекции и генетике позволяют сократить этот период до 10 лет. Работу можно будет считать законченной, если мы проведем оценку животных на отличимость, однородность, стабильность и устойчивость к заболеваниям в отдельных половозрастных группах: не менее 50 голов телочек и бычков в возрасте 6 и 12 месяцев, столько же первотелок и 20 — 25 быков в возрасте 24 месяцев и старше. Своей, белорусской, породу можно назвать в том случае, если от импортных животных получено потомство, соответствующее целям отечественного скотоводства. Так работает весь мир.

— Какие сильные стороны нашей черно-пестрой, в чем было ее конкурентное преимущество по тем временам?

— Высокая продуктивность, скороспелость, хорошие воспроизводительные качества, пригодность к машинному доению и приспособленность к природно-климатическим условиям. Продуктивность коров в 13 базовых хозяйствах тогда составила по наивысшей лактации в среднем 5830 килограммов с содержанием жира 3,93 процента и белка — 3,26. В селекционных стадах черно-пестрой породы продуктивность превышала 7 тысяч килограммов за лактацию, а лучшие экземпляры превышали десятитысячный рубеж. Рекордисткой породы была корова Славная племзавода «Красная звезда» — 14 118 килограммов молока жирностью 4,31 процента за 298 дней пятой лактации, высший суточный удой — 59 килограммов. Ее сыновья широко использовались в хозяйствах республики как быки-производители.

Скот разводился во всех хозяйствах страны, общая численность коров составляла более миллиона голов, более 500 тысяч превышали требования стандарта породы по молочной продуктивности.

— Насколько я понимаю, работа по выведению белголштина обусловлена тем, что генетический потенциал черно-пестрых уже не обеспечивал нужные стране объемы молока?

— Да, порода была очень хороша для своего времени. Сейчас время иное и масштабы несопоставимы: к 2030 году, например, планируется довести производство молока в стране до 10,5 миллиона тонн. Способ достижения цели — интенсивный, через повышение продуктивности скота. Голштинская порода — самая высокопродуктивная и наиболее распространенная среди молочного скота на земном шаре. Ее отличает хорошая приспособляемость к разнообразным климатическим, кормовым и технологическим условиям, высокая оплата корма молоком. Эти животные обеспечивают экономически эффективное производство молока за счет постоянного повышения продуктивных качеств, хорошей адаптации к машинному доению в доильных залах, использованию пастбищ, беспривязному содержанию. И как вишенка на торте — в условиях оптимального кормления надои в пределах 7000 — 11 000 килограммов молока при 3,6 — 3,8 процента жира и 3,0 — 3,2 процента белка за лактацию.

Впервые завоз племенных быков голштинской породы с генетическим потенциалом 12 — 15 тысяч килограммов молока по матери и их спермы для использования на маточном поголовье начат во второй половине 70‑х годов, затем в 80‑е годы в лучшие племенные заводы были завезены чистопородные голштинские нетели. Акт апробации голштинской породы отечественной селекции утвержден в 2020 году, она также является национальным достоянием страны, апробирована на базе агрокомбината «Снов» Несвижского района и СПК «Остромечево» Брестского. Средний удой 2067 апробированных коров составляет 9837 килограммов молока жирностью 3,88 процента и белковостью 3,43 процента. И если бы в молочном стаде страны не было сегодня 800 тысяч чистопородных белголштинок с продуктивностью 7 — 8 тонн за лактацию, мы никогда бы не получили 8 миллионов тонн молока. Еще один немаловажный аспект: в мире они выдерживают две, у нас — 2,3 — 2,4 лактации. Если учесть, что затраты на их содержание выходят на ноль только к концу второй, то понятно, насколько это важно в плане экономики.

— Иван Павлович, но вот чего я не понимаю: наш белголштин, как вы с полным знанием дела утверждаете, успешен во всех отношениях, именно эта порода помогла совершить качественный рывок в производстве молока, и что? Он что, уже стал нехорош, ему на смену идет красный скот, ведь именно эту породу сейчас выводят наши селекционеры?

— Предусмотрительные люди никогда не кладут все яйца в одну корзину. Здесь как раз такой случай. Да, белголштины хороши, генетический потенциал их стабильно растет, но и их не минует та проблема, которая стала характерной для голштинской породы: увеличение молочной продуктивности значительно ухудшило воспроизводительные качества и здоровье животных. Отсюда возросший интерес к альтернативным конкурентоспособным породам, обеспечивающим высокую рентабельность производства не только за счет высоких надоев, но и с продолжительным сроком продуктивного использования, меньшими ветеринарными затратами, лучшей конверсией корма и так далее. В качестве такой альтернативы и рассматривается селекция скота красных молочных пород.


— Работу с ними вы ведете уже четвертый год; что можно сказать о достоинствах породы, промежуточных итогах?

— Сегодня в хозяйствах Академии наук, а это экспериментальная база «Устье», РУП «Шипяны-АСК» и ГП «ЖодиноАгроПлемЭлита», уже содержатся более тысячи коров и столько же телок для воспроизводства. Генетический потенциал — более 10 тысяч килограммов молока за лактацию. По итогам года от первотелок в «Шипянах» ожидаем минимум 9 тысяч килограммов молока. В условиях «ЖодиноАгроПлемЭлита» установлено, что пожизненная молочная продуктивность красного скота составила 28 000 килограммов молока, что на 9000 тысяч больше по сравнению со сверстницами голштинской породы. И если у голштинов это 2 — 2,5 лактации, то у красных — по четыре отела и практически нулевое выбытие. Понимаете, что это значит в масштабах страны!
О качестве молока. Для сорта экстра верхний предел соматических клеток — 300 тысяч на кубический сантиметр. Голштины укладываются в 280 тысяч. У красного скота — 150 тысяч. Это чистейшее молоко с жирностью до пяти процентов.
Еще одно сравнение: молоко А-2 (а в чем его ценность и уникальность, сегодня знают все) дают 20 процентов голштинов, у красного скота — 65 — 70 процентов. То есть это иное качество, а именно оно сегодня решающий фактор в увеличении продаж и иная добавленная стоимость, что важно для производителя. Создание красной молочной породы запланировано на 2030 год, однако уже сегодня можно использовать имеющиеся запасы замороженной спермы красных молочных быков на Витебском племпредприятии.

— Знаю, что уже вовсю идут эксперименты со скрещиванием голштинов и красного скота. Это очень нужно или это просто эксперименты для экспериментов?
— Ну как же — если сегодня не думать о будущем, то завтра останешься в прошлом. Тем более что здесь просматривается очень хороший результат. Молочные коровы, полученные путем скрещивания этих пород, приносят большую прибыль: молока дают как голштины, а выход А-2 много больше. Ежегодное выбытие их из основного стада составляет не более 15 процентов — этот скот более жизнеспособный, у него крепкий копытный рог и практически отсутствует хромота, они используются в среднем не менее 4 лактаций.
А теперь немножко математики. В среднем затраты на выращивание новой коровы составляют 4000 белорусских рублей — это примерно 4000 килограммов молока плюс еще по 17 рублей в сутки. Чтобы покрыть их и выйти на 10 процентов рентабельности при удое 8500 килограммов молока, животное должно прожить в среднем 2 лактации. И если мы знаем, какой продолжительности продуктивной жизни белголштинов наши селекционеры уже добились и какие перспективы вырисовываются с красным скотом, то понятно, что деньги, вкладываемые в научный поиск наших ученых, в реальную экономику, возвращаются сторицей.

— Иван Павлович, бесспорно, это истина, не требующая доказательств, и спасибо вам большое за интересный разговор.

kuchko@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter